Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 апреля 2018, 21:09

Неожиданное признание директора ОЗХО: вещество, которым якобы отравили Скрипалей, могло быть произведено во многих странах

 

Кирилл Клейменов

Знаете, что такое объективная журналистика в современных условиях информационной войны? Нам как раз на днях на Би-би-си об этом рассказывали. Помните отставного генерала и его диалог с симпатичной, если я ничего не путаю, шатенкой?

Я вам сейчас расскажу, что такое объективная журналистика. Веселый отвязный парень звонит главному человеку в главной на сегодня международной организации — организации по запрещению химического оружия. Парень на плохом английском представляется польским премьер-министром. Что здесь такого? Почему, собственно, польский премьер-министр должен говорить на хорошем английском? И спрашивает у председателя уважаемой организации про дело Скрипалей и про химатаку в сирийской Думе. А то, что ему отвечают, записывает и публикует. И эта полученная обманом информация и является абсолютно объективной и беспристрастной, то есть журналистикой. Дожили. Не верите — сами посмотрите.


Телефонный звонок. У аппарата генеральный директор ОЗХО Ахмет Узюмджю, на том конце провода — премьер-министр Польши. Так представился. На деле же, как оказалось, Владимир Кузнецов, больше известный как пранкер Вован, который вместе с Лексусом, Алексеем Столяровым, нередко дозваниваются в самые высокие кабинеты.

В начале разговора об инциденте в Солсбери. Работа ОЗХО по этому дело на сегодня закончена. Выясняется, что для международной организации не секрет: химическое вещество, которое исследовали, могло быть произведено в любом государстве. Собственно, о чем ранее говорили российские дипломаты.

— Генеральный директор: «Господин премьер-министр, согласно нашим экспертам, оно может быть произведено в любой стране. Это не может быть исключено. Россия заявляет, что разработка этого вещества проводилась еще где-то. Это тоже может быть правдой, но страны, которые могли разрабатывать это вещество, могли делать это с целью защиты, чтобы создать антидоты против этого вещества. В таком случае разработки этого вещества разрешены нашей организацией и о них не обязательно уведомлять ОЗХО».

— Премьер: «То есть оно могло быть произведено в любой стране?»

— Генеральный директор: «Теоретически да».

— Премьер: «Теоретически да... Даже в США?»

— Генеральный директор: «Абсолютно. В любой стране, где есть химические эксперты, потому что вещество, которое использовалось, как мне заявили наши эксперты, в общем доступе. В этом и проблема в отношении этого токсичного химического вещества. Материал для производства этого вещества доступен без всяких препятствий».

Выяснить страну-производителя специалисты ОЗХО вероятно и могли бы, но мандат их был ограничен.

«Наша лаборатория и эксперты не получили мандат определять происхождение этого вещества, его принадлежность какой-то либо стране, хотя у Британии своя позиция, потому что у них возможно есть дополнительная информация, которой у нас нет. Наш мандат был ограничен тем, чтобы определить состав вещества», — заявил Ахмет Узюмджю.

«У Британии своя позиция» — и эта аккуратная фраза дипломата, безусловно, многое объясняет. ОЗХО, судя по всему, необходима была Лондону только для определения вещества. Точнее подтверждения. Англия заранее знала — определила так быстро, что тогда удивлялись даже эксперты. Но на то, чтобы специалисты международной организации выявили страну-производителя, что при таких серьезных обвинениях было бы логично, точнее даже элементарно, мандат не дали.

Того и гляди эксперты определили бы, что вещество в Англию вовсе не завозили, а произвели, например, в лаборатории Портон-Дауна. Кроме того, что это за дополнительная информация, которой англичане не хотят делиться даже с экспертами ОЗХО? Вряд ли в Лондоне с таким трепетом хранили бы, скажем, некие доказательства о причастности России. Любопытно, что мандат не был выдан специалистам международной организации и на то, чтобы попытаться определить, каким образом отравляющее вещество попало в организм.

— Премьер: «Я извиняюсь за то, что задаю такие вопросы, но вы должны меня понять. Я должен доложить своему парламенту и коллегам про это, и я также интересуюсь позицией России. Представитель РФ в ООН полагает, что девушке могли впрыснуть в кровь химикат, пока та была в коме».

— Генеральный директор: «Да, они заявляли это. Конечно это преступление, именно то, о чем они говорят. Но когда на днях они подняли этот вопрос на исполкоме, представитель Великобритании отреагировал жестко».

— Премьер: «То есть это не исключено?»

— Генеральный директор: «Я не знаю. Да или нет. Мы не вовлечены в расследование. Наша задача определить вещество, которое было использовано. Это было сделано. Мы не вмешиваемся, у нас нет такого мандата и опыта определять, было ли это средство вколото во время комы, но вещество, господин премьер-министр, было так же найдено в тех местах, где наши эксперты собирали образцы, на дверной ручке, в баре, пабе и еще нескольких местах. Так что оно было не только в крови».

Правда ли было необходимо было убивать животных, спиливать лавку, подвести под снос дом Скрипаля, паб, где он был вместе с дочерью? На этот вопрос глава ОЗХО дипломатично не стал отвечать: решение Лондона, не комментируем. Ясно, в этом деле на сотрудничество Великобритания не идет. И не только с Россией, но и со специалистами ОЗХО — доступ строго ограничен. Чего не скажешь о расследовании так называемой химической атаки в сирийской Думе. Сирия и Россия заинтересованы в расследовании.

— Премьер: «Россия сотрудничает с вами?»

— Генеральный директор: «Похоже, что они хотят помочь нам развернуться и обеспечить безопасность, они так же официально нас об этом уведомили. И мы надеемся, что в текущих обстоятельствах мы сможем выполнить свою работу и завершить миссию».

— Премьер: «Вы верите, что Россия специально дезинфицирует место происшествия, как заявляет Госдеп, и поэтому не пускает вас? Это технически возможно на такой территории?»

— Генеральный директор: «Мы слышали эту спекуляцию от нескольких стран и мы не можем это подтвердить. В любом случае мы будем проводить расследование не только основываясь на тех образцах, что мы найдем на этих местах».

Заявление Госдепа в ОЗХО определяют как спекуляцию. Не иначе. Дипломат, который на протяжении всего телефонного разговора подбирал выражения, более мягкого слова не подобрал. Хотя возможно «спекуляция» в данном случае — самое дипломатичное определение из возможных.

Читайте также: