Пригородные поезда из Дамаска возобновили движение впервые с начала войны в Сирии
В Сирии одновременно восстанавливают более ста населенных пунктов. Это данные Российского центра приема, распределения и размещения беженцев. Люди приводят в порядок дома, дороги, больницы, школы, а также водонасосные станции и линии электропередачи.
Восстанавливают и железнодорожное сообщение. В районе Дамаска вновь запустили движение по маршруту, который был закрыт семь лет назад.
Вагончики вот-вот тронутся, но этот гудок не последний. Опоздавших подождут — расписание не строгое: сегодня выходной. По живописному ущелью в долине реки Вади-Барада, мимо детских каруселей, разбитых войной кварталов и заброшенных станций, едет пригородный поезд из Дамаска. Для многих пассажиров это нечто большее, чем просто первая за семь лет поездка по уже забытому маршруту.
«Это потрясающе! Я так скучала по такому путешествию. Помню, когда мне было семь лет, мы с отцом часто ездили на таком поезде в Аль-Фиджи и Забадани. Это были беззаботные детские дни. И теперь мы чувствуем — мирные времена возвращаются», — сказала жительница Дамаска Бозна.
Довоенный маршрут этого поезда — из центра Дамаска через курортный город Забадани, конечная — на границе с Ливаном. Расстояние — примерно 60 километров. Когда долину захватили боевики, поезда попадали под обстрел, погибли 11 человек. Сообщение пришлось закрыть. Через шесть лет в долине снова звучит оглушительный радостный свист.
Машинист Яхъя — легенда сирийских железных дорог — ровно полвека на узкоколейках. В кабине разговаривать трудно, приходится часто сигналить. Жители Дамаска то и дело перебегают пути — совсем отвыкли от того, что тут ходят поезда.
«Эта железная дорога — вся моя жизнь. Вы бы знали, как поет мое сердце, когда я снова вижу вагоны, полные семей с детьми!» — говорит Яхъя Яхальвани.
Сейчас Яхъя водит дизель-локомотив. А начинал на таком же легендарном, как он сам, паровозе. Удивительная машина до сих пор в строю к восторгу пассажиров. Этот поезд — настоящая находка для туристов. Не только сирийских, но и заграничных — их с наступлением мира в Дамаске становится все больше. Швейцарский паровоз 1896 года выпуска. Между прочим, самый старый действующий на Ближнем Востоке.
Маршрут пока не длинный — 30 километров, но и поезд никуда не спешит — путь занимает около трех часов. Старые уютные вагоны взрослых возвращают в детство, а ребятне дарят радость первого путешествия по железной дороге.
Ажиотаж огромный — день едва начался, а на одной лишь станции продали уже больше 150 билетов. Цена символическая — 50 лир, или около 8 российских рублей. Детей и вовсе возят бесплатно.
«Маршрут очень популярный. Стало безопасно, и для детворы в выходные это прекрасное развлечение», — говорит билетер Махмуд Юнис.
Поезда уже ходят в провинции Алеппо. При содействии российских специалистов запустили линию из Тартуса в город Жабли, для доставки гуманитарной помощи беженцам в Латакии. Теперь на очереди узкоколейки юга страны — важнейшая часть ближневосточного транзита из Турции на Аравийский полуостров.
В планах — построить кольцевую дорогу вокруг Дамаска и наладить движение из районов добычи фосфатных удобрений на северо-востоке страны. Сирийские железнодорожники ведут переговоры с крупными российскими компаниями. Речь идет о совместном ремонте путей, покупке наших составов и обучении новых сотрудников.