Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
30 сентября 2018, 22:00

Поездка на такси все чаще превращается в опасный аттракцион: о каких опасностях мы не задумываемся, когда вызываем такси?

Российские аэропорты объявляют войну нелегальным таксистам. Представители крупнейших воздушных гаваней собираются выдворять таких водителей с территории, а в некоторых случаях и привлекать их к ответственности. Дело в том, что пассажирам приходится платить за поездку завышенную сумму, а иногда они вообще остаются без денег. Впрочем, поездка и на вполне легальном автомобиле с шашечками все чаще превращается в опасный аттракцион.

Активисты проводят рейд. Водители такси, которые по Москве ездят без навигатора, против тех, кто «дорогу покажешь». Вызывают такси через популярные мобильные сервисы и просят водителей показать документы. Вновь и вновь без лицензии, страховки и даже прав. Элементарную проверку не смогли пройти семь из десяти водителей. А один из водителей и вовсе попытался скрыться прямо с пассажирами в салоне.

«Вот такое такси на сегодняшний день мы имеем! И все сказки агрегаторов о том, что они что-то контролируют, за что-то отвечают, у нас что-то легальное — это не более чем сказки», — сказал координатор общественного движения против нелегальных пассажирских перевозок «Стоп нелегал» Евгений Грэк.

Агрегаторы — те самые мобильные сервисы. Михаил Муратов пытался один из них призвать к ответственности за гибель сестры. Ведь того водителя просто нельзя было сажать за руль. В первое ДТП он попал на пятый день работы, на седьмой — сбил девушку на пешеходном переходе и испарился.

«Снял с себя наручники и сбежал. Перед этим он предоставил сотрудникам ГИБДД поддельные документы уроженца Киргизии: паспорт и права. После нескольких месяцев выяснили, что такого человека вообще не существует», — рассказал Михаил Муратов, брат погибшей.

Его все же нашли — вновь работал по липовым документам, вновь спокойно прошел проверку в том же самом такси.

Первый канал обратился к крупным агрегаторам, чтобы узнать, несут ли они хоть какую-то ответственность за своих пассажиров, но на вопросы отвечать отказались. По сути, ваш онлайн-заказ переправляют в таксопарки. Их могут быть десятки, сотни. А еще масса мелких полулегальных контор, где и нанимают водителей.

Новое явление — так называемые «подключашки». За процент от поездок раздают машины и подключают к сервисам-гигантам бог знает кого! Еще и объясняют, как давать другим побомбить. Никаких осмотров у врача или механика — только приноси деньги.

Всего полчаса — и журналисту выдали машину и официально зарегистрировали в мобильной системе такси. При это никто не спросил, есть ли судимость или медицинская справка, разрешающая водить автомобиль.

Во время рейда активистов приехал подозрительный таксист — лицо бледное, еле языком ворочает. Долго умывался, пил воду, а затем просто ушел, бросив машину с ключом в замке зажигания. Полицейские нашли в бардачке наркотики и гору документов на разных незарегистрированных в системе водителей.

По статистике ГИБДД, в Москве уже каждое десятое ДТП с участием такси. И погибших в таких авариях на дорогах страны все больше. Вот в Челябинске такси проезжает на красный свет. А в Уфе нетрезвый водитель пытается уйти от полиции. Машина с пассажиром вспыхнула после удара о столб — таксист просто уснул за рулем. А водитель, с которым Никита влетел в ограждение, развозил пассажиров 15 часов подряд, пытаясь заработать побольше.

«У меня за плечами пара полумарафонов, теперь бегать я уже, наверное, никогда не буду. Единственное — мне вернули это 386 рублей за поездку, и все», — говорит пострадавший Никита Муллин.

В некоторых онлайн-системах есть автоматическая блокировка по времени, чтобы водитель отдохнул после нескольких часов работы, но ее легко обходят.

В любой нештатной ситуации во время поездки сотрудники мобильных сервисов просят сразу обращаться в службу поддержки. За нарушения водителей обязаны отключить от сервиса. Этим летом Верховный суд России принял постановление, по которому агрегаторы все-таки несут ответственность за клиентов, если логотип компании стоит на машине.

Таксиста, который бросил автомобиль при встрече с активистами, задержали. Работать на этого агрегатора он больше не сможет. Но в любую другую службу такси его могут взять — единой базы водителей у многочисленных мобильных сервисов до сих пор нет.

Читайте также: