Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 ноября 2018, 21:04

Ко Дню народного единства в Москве подготовили масштабную выставку «Сокровища музеев России»

Три сотни картин, каждая из которых — сокровище. Ко Дню народного единства в Москве подготовили масштабную выставку. Шедевры собирали по всей стране. История государства — в работах великих мастеров: от Рюриковичей до XX века, светская живопись и древние иконы.

Последний штрих к уже готовой экспозиции, но в то же время — ее жемчужина. Псково-Печерскую икону Божией Матери «Умиление» вносят в выставочный зал «Манежа». Особо почитаемая в православном мире, икона-исцелительница, икона-заступница городов русских, и просто безусловный шедевр.

Иконопись — первый зал экспозиции, ведь с нее-то и началось изобразительное искусство на Руси. Каноны, по которым писали лики старцев и святых, почитали и первые светские художники, в портретах которых простые купцы — словно герои Жития.

«Сокровища музеев России» — почти три сотни картин. Собирали по всей стране.

«Мы хотели показать, что в регионах есть прекрасные музейные собрания, причем, в каждом из регионов есть серьезнейший художественный музей, где есть прекраснейшие коллекции и старой классической русской живописи, и невероятное собрание русской живописи начала XX века», — пояснила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Здесь и всем известное «Распутье» Васнецова, и редкий зимний пейзаж Айвазовского, и десятки полотен, пролежавших в запасниках, прежде известные только искусствоведам.

“Внимательный посетитель здесь увидит все — и как развивалась живопись, и как по-разному смотрели на пейзажи и портреты разные художники. И, конечно, он узнает много нового про каждую картину, потому что за каждым шедевром, который здесь присутствует, есть особая история”, — отметил организатор выставки Иван Есин.

Все вместе они расскажут историю страны. Вельможи в парадных костюмах и напудренных париках — золотой век дворянства с героями «времен Очаковских и покоренья Крыма».

Первая половина XIX века, торжество эпохи русской академической школы, расцвет классицизма. Картина неизвестного художника — мальчик, склонившийся с угощением над любимым псом. И обязательная примета времени — в нижней части картины — сабля — намек на дворянское происхождение. Везде сходство, близкое к фотографическому.

Картина «Восход солнца над Невой», художник Воробьев. В каждой фигуре угадывается не то, что профессия, целая биография — грузчики, рыбаки, моряки и даже извозчик. Ну, а дальше — настоящий шедевр — работа кисти Брюллова, портрет графа Мусина-Пушкина. Человек-герой своего времени, променявший военную карьеру на участие в восстании декабристов, промотавший все свое состояние в карты и закончивший дни не как многие товарищи и сослуживцы — на эшафоте или в бою — умер от холеры.

Подъем купечества — нижегородский рынок Василия Верещагина, кажется, можно пересчитать монеты в каждом кошельке. Купцы, дворяне, царь-освободитель Александр Второй. В соседнем зале его внук совсем в другой компании.

На последнего русского царя с картины Бакста словно смотрит Дмитрий Философов. Сейчас бы мы сказали «плейбой», ну, или выражаясь языком старого времени, денди эпохи модернизма. Что характерно, одет в черно-белый костюм. Других полутонов, кроме оттенков этих цветов, декаденты не признавали, как не признавали законы, правила, авторитеты, принципы. «И господа, и дьявола равно восславлю я», — напишет об этом Валерий Брюсов. Не об этом ли торжествующий взгляд Леонида Андреева, одного из главных писателей русского неореализма? Развалинами старого мира удовлетворен.

Но старый мир еще никуда не делся — вот он, на картинах русских художников начала XX века. Усадебная живопись. "Скука загородных дач", — презрительно отозвался о подобных местах Александр Блок. Ну, возможно, блоковской Незнакомке здесь было бы скучно, но Прекрасные дамы на таких дачах, безусловно, водились. Художник Плотников, «Игра теней» — до мельчайших деталей зафиксирован быт летней русской дачи. Стол, остывающий самовар, обязательно открытые окна — чтобы к вечеру не было душно и яблони — словно намек на райскую идиллию, в которую совсем скоро ворвется мировая война. Это мир, который скоро сгорит дотла в пламени революции.

И снова — новое время, новые имена, другая техника. Романтический оптимизм начала 30-х — Дейнека, «Стахановцы». На фоне обязательный Ленин, но не он — здесь главное, а лица людей, словно устремленные в светлое будущее. А следующая картина как будто говорит нам: лучший друг советских физкультурников — не товарищ Сталин, а художник, который выразил всю мощь молодого советского государства через фигуры героев то ли советских граждан, то ли настоящих людей эпохи Возрождения.

А дальше — война, строительство коммунизма, оттепель — отголоски ушедшего времени, которые и сегодня можно услышать. Стоит лишь присмотреться.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей