Ко Дню народного единства в Москве подготовили масштабную выставку «Сокровища музеев России»
Три сотни картин, каждая из которых — сокровище. Ко Дню народного единства в Москве подготовили масштабную выставку. Шедевры собирали по всей стране. История государства — в работах великих мастеров: от Рюриковичей до XX века, светская живопись и древние иконы.
Последний штрих к уже готовой экспозиции, но в то же время — ее жемчужина. Псково-Печерскую икону Божией Матери «Умиление» вносят в выставочный зал «Манежа». Особо почитаемая в православном мире, икона-исцелительница, икона-заступница городов русских, и просто безусловный шедевр.
Иконопись — первый зал экспозиции, ведь с нее-то и началось изобразительное искусство на Руси. Каноны, по которым писали лики старцев и святых, почитали и первые светские художники, в портретах которых простые купцы — словно герои Жития.
«Сокровища музеев России» — почти три сотни картин. Собирали по всей стране.
«Мы хотели показать, что в регионах есть прекрасные музейные собрания, причем, в каждом из регионов есть серьезнейший художественный музей, где есть прекраснейшие коллекции и старой классической русской живописи, и невероятное собрание русской живописи начала XX века», — пояснила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Здесь и всем известное «Распутье» Васнецова, и редкий зимний пейзаж Айвазовского, и десятки полотен, пролежавших в запасниках, прежде известные только искусствоведам.
“Внимательный посетитель здесь увидит все — и как развивалась живопись, и как по-разному смотрели на пейзажи и портреты разные художники. И, конечно, он узнает много нового про каждую картину, потому что за каждым шедевром, который здесь присутствует, есть особая история”, — отметил организатор выставки Иван Есин.
Все вместе они расскажут историю страны. Вельможи в парадных костюмах и напудренных париках — золотой век дворянства с героями «времен Очаковских и покоренья Крыма».
Первая половина XIX века, торжество эпохи русской академической школы, расцвет классицизма. Картина неизвестного художника — мальчик, склонившийся с угощением над любимым псом. И обязательная примета времени — в нижней части картины — сабля — намек на дворянское происхождение. Везде сходство, близкое к фотографическому.
Картина «Восход солнца над Невой», художник Воробьев. В каждой фигуре угадывается не то, что профессия, целая биография — грузчики, рыбаки, моряки и даже извозчик. Ну, а дальше — настоящий шедевр — работа кисти Брюллова, портрет графа Мусина-Пушкина. Человек-герой своего времени, променявший военную карьеру на участие в восстании декабристов, промотавший все свое состояние в карты и закончивший дни не как многие товарищи и сослуживцы — на эшафоте или в бою — умер от холеры.
Подъем купечества — нижегородский рынок Василия Верещагина, кажется, можно пересчитать монеты в каждом кошельке. Купцы, дворяне, царь-освободитель Александр Второй. В соседнем зале его внук совсем в другой компании.
На последнего русского царя с картины Бакста словно смотрит Дмитрий Философов. Сейчас бы мы сказали «плейбой», ну, или выражаясь языком старого времени, денди эпохи модернизма. Что характерно, одет в черно-белый костюм. Других полутонов, кроме оттенков этих цветов, декаденты не признавали, как не признавали законы, правила, авторитеты, принципы. «И господа, и дьявола равно восславлю я», — напишет об этом Валерий Брюсов. Не об этом ли торжествующий взгляд Леонида Андреева, одного из главных писателей русского неореализма? Развалинами старого мира удовлетворен.
Но старый мир еще никуда не делся — вот он, на картинах русских художников начала XX века. Усадебная живопись. "Скука загородных дач", — презрительно отозвался о подобных местах Александр Блок. Ну, возможно, блоковской Незнакомке здесь было бы скучно, но Прекрасные дамы на таких дачах, безусловно, водились. Художник Плотников, «Игра теней» — до мельчайших деталей зафиксирован быт летней русской дачи. Стол, остывающий самовар, обязательно открытые окна — чтобы к вечеру не было душно и яблони — словно намек на райскую идиллию, в которую совсем скоро ворвется мировая война. Это мир, который скоро сгорит дотла в пламени революции.
И снова — новое время, новые имена, другая техника. Романтический оптимизм начала 30-х — Дейнека, «Стахановцы». На фоне обязательный Ленин, но не он — здесь главное, а лица людей, словно устремленные в светлое будущее. А следующая картина как будто говорит нам: лучший друг советских физкультурников — не товарищ Сталин, а художник, который выразил всю мощь молодого советского государства через фигуры героев то ли советских граждан, то ли настоящих людей эпохи Возрождения.
А дальше — война, строительство коммунизма, оттепель — отголоски ушедшего времени, которые и сегодня можно услышать. Стоит лишь присмотреться.