Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 ноября 2018, 21:35

Чему научился Иран за 40 лет американских санкций?

 

Кирилл Клейменов

Исламскую республику Иран отключили от так называемой системы SWIFT — это такая мировая межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Ее учредили 248 банков из 18 стран. Без SWIFT вы не можете даже деньги со своей пластиковой карточки в банкомате снять, если, конечно, вы не счастливый обладатель карты «Мир».

Ирану эту систему отключили в рамках пакета санкций. Последнего. Самого ужасного в истории американо-иранских отношений, как анонсировал этот пакет своих санкций президент Трамп.

Вопросов у меня два. Первый. SWIFT – международная система. У нее много учредителей. А отключили его американцы в рамках своих же санкций. Как так? И второй, вытекающий из первого. Нам тоже не раз грозили этот самый SWIFT отключить. И видные экономисты наши все время говорили нам: ну это вряд ли, ничего нам не отключат, не могут они просто нам его взять вот так и отключить, там учредителей много, и мы сами учредители. Просто не имеют право отключить. Международного права не имеют.

Интересно, а Иране так же рассуждали? Или как? Они ведь давно уже под санкциями. Гораздо дольше, чем мы. И как им там живется?

Спортивная форма закрывает все части тела. На голове — хиджаб. Играть в таком виде в футбол неудобно. Но Катийун привыкла.

«Когда я впервые сюда летела, 15 лет назад, я не то что на фарси не говорила, даже Тегеран на карте не могла показать», — рассказывает Катийун Хосров Яр.

Катийун — тренер женской сборной Ирана по футболу. Она родилась в Америке, в семье иранских эмигрантов. Но закончив университет, решила переехать в Тегеран.

«Самолет приземлился, все женщины начали надевать хиджабы, я подумала: Господи, куда я попала! Но спустя две недели мое представление о стране полностью перевернулось», — рассказывает Катийун Хосров Яр.

Катийун, которая с детства занималась футболом, организовала в Исламской республике первую женскую команду. А еще она борется за право иранских женщин посещать футбольные матчи.

«Я была в Казани на чемпионате мира. Это невозможно забыть! Та энергия, те ощущения — все вместе на стадионе! Я сделаю все, чтобы в Иране это было возможно», — говорит Катийун Хосров Яр.

Иранские женщины в последнее время действительно добились много. В каждом кафе и ресторане, уткнувшись в гаджеты, потягивая капучино, наряду с мужчинами сидят девушки. Еще 10 лет назад для Ирана такая картина была редкостью.

На входе видим табличку, что нужно соблюдать правила ислама, то есть все девушки должны надевать платки. Но, как мы видим, большинство посетительниц делают это только условно — платки болтаются где-то на макушке.

Такой внешний вид Аниты каких-то несколько лет назад вызвал бы массу вопросов у полиции нравов. Сегодня юная звезда «Инстаграма», пожалуй, ничем не отличается от своих европейских сверстниц — из-под платка выбиваются пряди крашенных волос.

За долгие десятилетия санкций, которые в разное время то усиливались, то ослабевали, Иран научился обеспечивать себя практически всем: от машин до космических спутников. На полках в магазинах редко можно встретить заграничные продукты. Большинство товаров производится внутри страны, и в Иране даже научились делать свою «Кока-колу». И платят тут уже давно своими кредитными картами — в стране функционирует своя платежная система.

Умение отлично готовить Митра Аскари превратила в бизнес. Через интернет она принимает заказы на обеды, блюда развозят по тегеранским офисам.

По части пробок в час пик Тегеран точно не уступает другим мировым мегаполисам. На улицах по большей части иранский автопром. Причем своими машинами Иран обеспечивает не только себя, на них ездят и в соседних Ираке, Сирии, Египте.

Автомобили иностранного производства на иранских дорогах редкость. Абсолютное большинство местных жителей ездят на машинах, собранных отечественным автогигантом «Иранходроу». Вот, например, эту популярную модель здесь называют иранским «Феррари» — на логотипе изображена лошадь, но, пожалуй, на этом сходство с итальянским суперкаром заканчивается.

Что точно не волнует иранских автомобилистов — так это цены на бензин. Литр 95-го в пересчете стоит 18 рублей. Газ и того дешевле. Но с американскими санкциями это никак не связано, хотя они и предусматривают полный запрет на экспорт иранских углеводородов.

«На самом деле это шанс для европейских компаний, чтобы закрепиться на нашем рынке. Если раньше разведкой и обслуживанием нефтегазовых месторождений занимались мировые гиганты, то с их уходом эта сфера доступна для всех. Ведь даже в самые тяжелые времена Иран никогда не снижал продажи нефти и газа до нуля», — сказал председатель Иранского союза экспортеров нефти и газа Хусейн Хосров Жерди.

«Смерть Америке! Смерть Трампу!» — сегодня самый популярный лозунг на улицах Тегерана. Люди разгневаны, твердят: вот чего стоят договоренности с Вашингтоном.

«Это хороший урок — с американцами больше нельзя иметь дел, им нельзя верить! Ты заключаешь с ними договор, а любой новый президент его отменяет», — говорят люди.

Кажется, чем сильнее американское давление на Иран, тем сильнее и ответная реакция. На каждом шагу — красноречивые граффити и постеры. Больше всего их возле бывшего посольства США, с захвата которого в 1979-м и началась вся история с санкциями. Впрочем, само здание американской дипмиссии сегодня приносит Ирану доход — сейчас тут музей, куда каждый день ходят толпы туристов. А расчет США сменить правящий режим в Иране вот уже почти 40 лет сохраняет статус «Миссия невыполнима».

Читайте также: