Американский католик стал православным священником: поездка в Россию изменила его судьбу
Погода нас сегодня не балует, а вот на соседней Украине тепло. Я бы сказал — горячо. Причем от горящих покрышек — люди греются на митингах. Понять их можно. Газа российского нет. От него освободились. Всем это объявили. Все очень радовались. Но вместе с газом освободились и от тепла. Об этом, видимо, как-то не сказали.
Теперь вот украинцы вышли на митинг. Требуют, чтобы от газа их освободили, а тепло оставили. Президенту Порошенко, очевидно, есть о чем подумать. Есть о чем. Но ему некогда. Некогда думать о такой ерунде, как тепло в домах простых украинцев, Петру Алексеевичу.
Его ждут знаки достоинства римского императора. И не какого-нибудь проходного. Нет, самого Константина Великого. Если помните, именно он, Константин, в IV веке объявил христианство государственной религией и созвал собор. Вот и Петр Алексеевич созывает собор, на котором он учредит, наконец, свою церковь. Украинскую. Православную. Имени Порошенко.
Императора Константина после смерти причислили к лику святых. Согласен ли Петр Алексеевич ждать — вот вопрос, который, очевидно, занимает сейчас его ум и душу. Тут, казалось бы, и вознести молитву о чуде — обогреть соотечественников зимой без газа. Да куда там! Какой там газ, какое тепло, какие батареи! Как называться: равноапостольным или просто святым благоверным князем, простите, президентом — вот в чем вопрос.
Тем временем в мировом православии далеко не все согласны даже с такой постановкой вопроса. Один из них — простой священник из Америки. Священник Вселенской патриархии, поддержавшей, кстати, Порошенко в его духовных амбициях. Она поддержала. А он, отец Марк, не поддержал.
Отец Марк знает много русских песен. Если бы не легкий акцент, вряд ли можно догадаться, что перед нами коренной американец. У него и дома все не как у местных: есть и огород, и баня. С традициями русской деревенской жизни американский священник познакомился, когда ездил в нашу страну с паломническим туром.
Его семья не имеет никакого отношения к России. У предков немецкие и ирландские корни. Жена, как и он сам, коренная американка. В семье никто не говорит на русском, кроме отца Марка. Отец Марк из семьи американских католиков. И никогда не думал, что свяжет свою жизнь с православной верой. Все началось с поездки в Россию в начале 90-х и экскурсии в Новодевичий монастырь.
«Я почувствовал в душе что-то тихое, спокойное, очень-очень набожное. Это атмосфера русской церкви», — говорит Марк Тайсон.
«Он вернулся из России и говорит: хочу стать священником. Я подумала: ну все, свадьба отменяется, католическим священникам нельзя жениться. Но он меня успокоил, сказал, что хочет принять православие», — рассказывает Элизабет Тайсон.
Три года учебы в американской семинарии, в течение которых сам учил русский. Затем почти 30 лет службы. В том числе в небольшом храме в Западной Вирджинии. Формально Американская православная церковь подчиняется Константинопольскому патриархату. Когда последний узаконил раскол украинской церкви и снял анафему с раскольника Филарета, отец Марк, единственный в Америке, это публично осудил.
«Я приведу такую аналогию. Представьте себе, что я украл деньги у церкви, тысячи долларов, поехал в казино и спустил всю сумму. Мой митрополит проклял бы меня и лишил сана священника, потому что я вор. Я бы поехал в другой район, организовал бы фейковую церковь и начал бы служить, хотя я просто никто и не имею на это никакого права», — говорит Марк Тайсон.
По мнению священника, именно так поступает Филарет, а Константинопольский патриарх это поощряет. И это лишь на первый взгляд кажется, что Америка далека от украинского церковного скандала.
«У нас, в стране мигрантов, много церквей: греческая, сербская, русская и другие. И теперь, например, священники русской церкви не могут служить в греческой и наоборот. Семьям приходится нелегко – супруги могут быть из разных приходов. В общем, это катастрофа», — сказал Марк Тайсон.
В знак протеста против действий Константинополя священник покинул американский приход и перешел в клир Русской зарубежной церкви. Признается: решение далось нелегко. Православных прихожан здесь, в глубинке, всего лишь несколько десятков. Все знают друг друга в лицо, и священник для них все равно что второй отец, который покинул семью.
Сердце разбито, душа болит — так в храме, где служил отец Марк, комментируют уход настоятеля, но на камеру прихожане общаться на деликатную тему не хотят. С новой паствой из русского храма священнику еще только предстоит познакомиться. Опыт коротких поездок в нашу страну подсказывает ему: все будет хорошо.
«Американцы как персики, а русские как апельсины. Персики очень вкусные и мягкие с виду, но внутри твердая косточка. То есть у нас люди могут казаться очень дружелюбными, но когда у тебя беда, тебе не протянут руку. А в России люди как апельсиновая корка. Кажутся твердыми, но у них мягкая душа. Даже в два часа ночи друг готов прийти тебе на помощь», — говорит Марк Тайсон.
Вот и сейчас письма и СМС с поддержкой от тех россиян, кто прочитал историю священника в интернете, приходят и днем и ночью. Любовь отца Марка к нашей стране стала еще крепче.