Штрафы водителям: способ поддержать порядок или доходный бизнес?
За последние годы все выучили, что такое вертикаль власти. Все, даже дети. А вот что такое горизонталь власти?
Вот, например, Волгоградская область. Дороги там, как и во многих других регионах, оборудовали камерами видеофиксации нарушений правил. Хорошо? Просто прекрасно! Власть? Она самая. Вертикаль? Вертикаль.
Сотрудники дорожной полиции сокращаются, штрафы перечисляются. Вопрос: куда? Интересный вопрос, согласитесь. Мы, когда квитанцию идем оплачивать, его не задаем. А вот жители Волгоградской области его задали. И ответ на этот вопрос, признаюсь, меня ошеломил. Это как раз про ту самую горизонталь.
У миллионов автолюбителей миллион вопросов и претензий. И отчего-то не хочется улыбаться, когда их снимают камеры видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Но вот парадокс: все без исключения водители считают, что стационарные комплексы помогают поддерживать дисциплину на дорогах, а вот передвижным, так называемым треногам, объявили настоящую войну.
Самые несдержанные крушат дорогую технику и даже бросаются на тех, кто ее охраняет. Оператор одной из передвижных камер признается: в кустах, где он прячет треногу и ставит свой автомобиль, каждую ночь кто-то рассыпает гвозди.
«Мусор раскидывают, гвозди. Им не нравится, что мы здесь стоим. Они считают, что мы частные лица, что сами на себя зарабатываем», — говорит оператор передвижного комплекса видеофиксации Евгений Лемякин.
Так куда уходят наши штрафы: в бюджет или в карманы частных компаний? Недавно этим вопросом задались волгоградские депутаты. И цифры их сильно удивили.
«Каждый год штрафов в областной бюджет приходит от миллиарда до миллиарда 200 млн рублей. Спросили: а вот те коммерческие партнеры, с которыми заключены соглашения по обслуживанию, они сколько получают? И была озвучена цифра – более 500 млн рублей», — рассказал депутат Волгоградской областной Думы Михаил Таранцов.
По словам депутата, если бы вместо частников ту же самую работу выполняло госучреждение, то обслуживание камер обошлось бы всего 30 млн. Но в администрации Волгоградской области объясняют: государственно-частное партнерство законно и все траты оправданы. Так работают в Свердловской, Нижегородской областях, Красноярском крае и некоторых других регионах России. В Махачкале вообще этим занимается только коммерческая фирма. А вот в Саратовской области вся система видеофиксации исключительно государственная. От сотрудничества с частниками там отказались.
«Во-первых, большой процент берут со штрафов. Получается, половина практически. Например, 500 рублей штраф, где-то 200-250 рублей они обычно забирают себе. То есть намного дешевле обходимся мы, чем частные фирмы», — говорит директор Регионального навигационно-информационного центра Валерий Хибаров.
Где забота о безопасности, а где система видеофиксации превращается в доходный бизнес? И почему водители считают, что регулярно оказываются в намеренно подстроенных ловушках?
В компании, которая в соответствии с госконтрактом как раз и расставляет передвижные камеры, утверждают: где стоять треноге решают не они, а региональное учреждение-заказчик по согласованию с ГИБДД.
«Это места, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, либо места, выбранные на основе анализа дорожных условий и нарушений правил дорожного движения», — сообщил директор компании по установке камер видеофиксации Александр Барсуков.
Но водители спорят: есть и более аварийно-опасные места, чем те, где треног больше всего. Например, на этой объездной дороге, передвижные камеры стоят сразу с двух сторон. На дороге, по сути, за городом, где нет ни домов, ни пешеходов ввели ограничение скорости. Но если знак не заметил — готовься заплатить. А без предупреждения о видеофиксации именно камера может стать причиной ДТП.
«Когда стоит камера, спрятанная в кустах, и водитель внезапно ее увидел, останавливается, то сзади едущий водитель догоняет либо при перестроении с ним случается ДТП», — говорит активист ОНФ Антон Жук.
«На сегодняшний момент вся система устроена так, что фирмы, которые обслуживают эти камеры, они получают с этого доход. И пока это будет именно так делаться, то, естественно, камеры будут ставить там, где выгодно тем или иным лицам, которые обслуживают эти камеры», — отметил руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Условия контрактов в разных регионах отличаются: где-то фирмы получают фиксированную сумму, а где-то – определенную сумму с каждого штрафа. Но волгоградские депутаты уверены: если система видеофиксации в регионе будет полностью государственной, то это сэкономит сотни миллионов бюджетных денег. Со следующего года эти средства должны направляться только в дорожный фонд региона и тратиться на ремонт дорог.