В Петербурге театр Бориса Эйфмана представил балет «Эффект Пигмалиона»
Античный миф в ритме вальса. В Петербурге театр Бориса Эйфмана представил балет «Эффект Пигмалиона», который уже называют инновационным. В нем необычно все — начиная от жанра — это комедия, и заканчивая костюмами — никаких пачек и пуантов, а вдохновение артисты черпали в фильмах Чарли Чаплина.
В коридоре, практически на коленках, с помощью клея и паяльников костюмеры крепят стразы на брюки, рубашки и платья. Кажется, для этого блестящего спектакля скупили в Петербурге все запасы бисера и стекляруса.
Полуфраки. Балерины на каблуках. Костюмы — из гардероба чемпионов по бальным танцам. В них хоть сейчас танцуй румбу, пасодобль, ча-ча-ча. Но причем тут балет! Театр Эйфмана постоянно экспериментирует. В этот раз артисты целый год изучали специфику спортивных танцев.
«Такое все другое. В плане постановки корпуса, шаги у бальников другие. Там ощущение, что такой корпус вперед. Центр тяжести назад и идет такая позиция. Мы всегда привыкли более открыто. Здесь более все закрыто, концентрация внутрь», — рассказывает солист Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженный артист РФ, исполнитель партии Лиона Олег Габышев.
«Пигмалион» — сюжет известный еще с античных времен. Скульптор влюбляется в статую Галатеи, которую сам же и изваял. Богиня Афродита девушку оживила. И жили они счастливо. Жан-Жак Руссо на ту же тему писал нравоучительную пьесу. А Бернард Шоу — комедию о профессоре, обучавшем цветочницу правильной речи. Снимали кино. Ставили мюзикл. Но никто еще «Пигмалиона» не танцевал, да еще так — в ритме вальса.
Практически весь спектакль построен на музыке Штрауса. Но время — наше. Место — любой крупный город. Девушка из так называемых «низов» попадает в дом чемпиона по бальным танцам. Он на спор обучает гостью своему искусству. Образ неуклюжей, смешной и трогательной Галы балерина Любовь Андреева подсмотрела в старых немых кинокомедиях.
«Я пересмотрела все серии с Чаплином. Известно, что он много времени уделял каждому жесту, чтобы было смешно. Поэтому для мня большую роль сыграл именно Чарли Чаплин для этой девчонки в ботинках и драных штанах», — рассказывает солистка театра Бориса Эйфмана Любовь Андреева.
Они будут счастливы в процессе репетиций, в ходе соревнований, до самой победы, когда, наконец, корона чемпионки достанется ей. Но неслучайно, по версии Эйфмана, у героя от Пигмалиона только половина имени — Лион. Он не способен любить. Как и в жизни, комедия неожиданно оборачивается трагедией.
«Когда заканчивается танец, возникает та социальная пропасть, которая не дает им соединиться. К сожалению, в нашем спектакле она не преодолима. Но в мечтах, во сне все сбывается. И в нашем спектакле есть хэппи-энд. Но он такой романтический, типично балетный — в мечтах!» — поясняет художественный руководитель театра Бориса Эйфмана, хореограф, автор спектакля «Эффект Пигмалиона» Борис Эйфман.
«Эффект Пигмалиона» — термин из психологии, феномен, когда человек, воспринимаемый другими как талантливый, и будет уверенным и успешным. Спектакль буквально взывает: верьте в свою мечту, следуйте за ней, не сомневайтесь, возможно все, даже самое невероятное.