Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 апреля 2019, 21:28

Верховный суд предложил отказаться от особого порядка рассмотрения дел по целому ряду преступлений

Судебная практика в России может претерпеть серьезные изменения. Речь идет о так называемой упрощенной схеме, когда подсудимый в обмен на признание вины получает поблажки. Кто не сможет больше рассчитывать на это, а кто наоборот избежит тюрьмы?

Закон об особом порядке рассмотрения уголовных дел появился в России в начале 2000-х. Таким образом тогда предполагалось разгрузить суды, ведь в случае признания подсудимым своей вины суд по этому закону не изучал материалы дела и выносил обвинительный приговор, при этом гарантируя, что сидеть осужденный будет на треть меньше. Например, вместо 10 лет — около шести. Но разгрузить суды таким образом не получилось. Большинство из почти 900 тысяч уголовных дел последнего времени, в том числе и о тяжких преступлениях, стали рассматриваться в особом порядке, что стало похоже на лазейку в законодательстве.

«В прошлом году в таком порядке особого разбирательства были рассмотрены дела в отношении 580 тысяч лиц. Вы представьте, это почти 70%!» — сказал председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев.

Поэтому-то Верховный суд и предложил изменения: в особом порядке смогут рассматриваться лишь дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Это далеко не первая инициатива Верховного суда, причем большая часть касалась смягчения наказаний.

«Принципиальная позиция сделать наше законодательство действительно гуманным, гуманным по содержанию. Ведь сегодня 50% — это дела о преступлениях небольшой тяжести, причем 60% из них привлекаются к уголовной ответственности впервые», — пояснил Вячеслав Лебедев.

Говоря иначе, половина уголовных дел, рассмотренных в прошлом году, это так называемая «бытовуха». Верховный суд даже предложил Госдуме ввести новое понятие — «уголовный проступок». Наказание за первое нарушение не тюрьма, а штраф или общественные работы.

Вопрос: «Не приведет ли такая планомерная гуманизация к тому, что преступники перестанут бояться наказания? Где та самая грань гуманизации проходит?»

Вячеслав Лебедев: «А вот это опасение, оно ведь не впервые. Но ведь обратите внимание, Верховный суд уже внедрил, добился реализации декриминализации отдельных статей, преступность-то не возросла. И она не возрастет. Поэтому у нас никакого сомнения нет в том, что человеку, впервые совершившему преступление, общественно опасное деяние, надо дать шанс».

Вопрос: «Кроме тяжкого?»

Вячеслав Лебедев: «Конечно, да».

Вопрос: «А вообще существует статистика? Чаще стали граждане обращаться в суды?»

Вячеслав Лебедев: «Конечно, рост большой. Связано это с тем, что человек реально, не декларативно, а реально получил право на судебную защиту. Ведь знаете, что такое административное судопроизводство? Это спор человека с властью, судебный спор, открытый, публичный, прозрачный. В прошлом году таких дел рассмотрено четыре миллиона 400 тысяч, которые в прошлом веке вообще и не могло быть речи об их рассмотрении в суде. Вот вам, пожалуйста».

Вопрос: «Выигрывают граждане?»

Вячеслав Лебедев: «Выигрывают более половины обращений».

Вопрос: «Муссируется тема, что суды работают очень медленно. Вот сейчас футболисты наши, Кокорин с Мамаевым, давным-давно находятся за решеткой и якобы за рубежом такой процесс шел бы быстрее. Там приводят в пример того же футболиста Роналдо, которого по налоговым преступлениям как-то быстро осудили, он заплатил штраф, ему дали условный срок и он свободен, бегает и играет в футбол».

Вячеслав Лебедев: «Я не имею прав и не имею такой возможности обсуждать дело в отношении футболистов наших, потому что это дело находится в суде первой инстанции. Такая возможность, наверное, будет потом, когда дела будут рассмотрены. Но если говорить, опять же, об общей проблеме, такой проблемы в России нет. Давайте обратимся к выводам, которые сделала Европейская комиссия по эффективности правосудия Совета Европы».

На сайте этой организации сказано, что в среднем европейские страны рассматривают дела 233 дня. Дольше всех в Италии — 514, во Франции — 353, в Португалии — 289 дней, в Швейцарии — 107. В России же — всего 42 дня.

Вячеслав Лебедев: «Вот об этом тоже чего-то не хотят никто говорить. Россия первое место занимает в Европе — по эффективности правосудия на первом месте».

Вопрос: «Это не нами признано?»

Вячеслав Лебедев: «Это не нами признано. Так же, как не нами, не судом, не судебной системой признано, сколько сейчас лиц отбывает наказание в исправительно-трудовых колониях. Это все взято из официальной статистики ФСИН. На 1 января 1999 года в местах, в исправительных колониях, в местах лишения свободы у нас содержался один миллион 60 тысяч лиц. На 1 марта текущего года содержится в исправительных колониях 558 тысяч. Вот результат существенный, правда?»

При этом Вячеслав Лебедев особо подчеркивает: это не амнистия, а результат планомерной, инициированной президентом работы по гуманизации судебного законодательства — замены тюрьмы домашним арестом, крупным штрафом в случае экономических преступлений или общественными работами. Одно из последних предложений — смягчение условия для обвиняемых в суде. Валентина Матвиенко предложила убрать «клетки», как их называют работники судов «аквариумы», в которых во время заседаний находятся обвиняемые. Они появились в начале смутных 90-х для защиты судей и свидетелей. Тогда, после распада СССР, нередки были случаи и бегства преступников прямо из зала суда.

Вячеслав Лебедев: «Скажу только одно, что позицию Валентины Ивановны Матвиенко, ее предложение, я поддерживаю. Но надо при этом обеспечить возможность безопасного нахождения. У нас дела публичные, много народу присутствует. Безопасность — это вопрос профессионализма конвоя и ряд других условий, которые должны быть соблюдены».

Что касается сегодняшней инициативы Верховного суда об изменении особого порядка рассмотрения дел, то предложения об этом уже направлены для рассмотрения в Госдуму. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей