Основной версией инцидента с катамараном, произошедшего в Краснодарском крае, назвали перегруз
Перегруз маломерного судна — главная причина трагедии в Краснодарском крае. Это заявление Транспортной прокуратуры. Катамаран перевернулся и затонул во время морской прогулки, две женщины погибли.
В этой истории шокирует многое. Как на борту вместо положенных 12 оказалось 55 человек — больше возможного почти в пять раз? Какой при этом запас плавучести? Более того, у судна была надстроена целая палуба без бортиков и других элементов безопасности. А люди были и там. В такой ситуации трагедия неизбежна. А ведь катамаран выходил в море регулярно.
И такое, как выясняется, по всему Черноморскому побережью. Ради наживы идут на все и фактически отправляют туристов на верную гибель. Следственный комитет будет добиваться ареста владельца судна.
«Спрашивали люди, которые заходили: куда, сколько людей? — "Не переживайте, все нормально, все хорошо, судно выдержит, людей немного"», — рассказал потерпевший Евгений Филонов.
В итоге на борту прогулочного катамарана оказалось 55 человек. Большинство без спасательных жилетов. Успели отойти от берега на полкилометра — и вдруг катамаран заглох и начал заполняться водой.
«Нам не предложили ни спасательных жилетов, ничего. Буквально за считанные секунды он начал переворачиваться, водой набираться, я с этой крыши скатываюсь», — рассказала Татьяна Филонова.
«Мы минимум 400 метров добирались вплавь», — говорит Светлана Гармаш.
Уже потом на помощь пришли катера спасателей и гражданские суда. Уже на суше медики пытались реанимировать двух женщин, но спасти их не удалось. Одна из них — жительница Мордовии, другая приехала из Белгорода.
Со слов тех, кто был на борту, удалось воссоздать картину произошедшего. Катамаран накрыло волной, сначала его накренило на правый бок, а потом он завалился назад. Очевидцы говорят: под воду «Атолл» ушел буквально за минуту.
Основная версия случившегося — перегруз судна. Число пассажиров на катамаране почти в пять раз превышало предельно допустимое. Судя по всему, много людей находилось на верхней палубе, которая не предусмотрена проектом и была надстроена для увеличения вместимости.
К тому же в ходе перестройки у катамарана, опять же, для увеличения вместимости убраны водонепроницаемые переборки. Это не могло не повлиять на его устойчивость.
«Построили вторую палубу жесткую, сделали туда ступеньки, как я полагаю, для того чтобы народ туда поднимался. А это — нарушение устойчивости судна, то есть больше рычаг на заваливание корпуса. Любое изменение в конструкции судна — судно на переаттестацию, то есть на перепроверку всех его данных мореходных. Я так понимаю, ничего этого не делалось, потому что судно было переоборудовано, получило от регистра документ на годность плавания», — говорит разработчик проекта судна, руководитель компании-изготовителя Дмитрий Сребный.
Владелец может переоборудовать судно — правилами это не запрещено, но вместимость судов подобного типа не должна превышать 12 человек.
Катамаран был построен 11 лет назад и срок его службы закончился еще в 2014 году. Но владельцу судна каким-то образом удавалось его эксплуатировать до момента трагедии.
Морские прогулки — популярное развлечение. А жаждущие максимальной наживы за курортный сезон предприниматели часто пренебрегают элементарными правилами безопасности.
«Когда мы покупали билеты, мы должны были плыть в 14:00. Когда мы пришли, нам сказали просто-напросто: нам не выгодно возить по 8 человек, бензин дорогой, рейс перенесен на 17:00. Нас просто как селедку в банку загрузили», — рассказал потерпевший Виталий Черновой.
«Превышение даже до 13-15 недопустимо. Кто это будет проверять? Только нужно следить за процессом погрузки-выгрузки. Но это должен делать капитан», — отметил инженер Алексей Даняев.
Транспортная прокуратура начала проверку. Собственник судна проживает на Ставрополье. А людей на катамаране катал местный житель, которому хозяин судна передал его по договору.
«В настоящее время установлено, что судовладелец имел лицензию на перевозку пассажиров морским транспортом, в то же время по договору передал судно иному лицу, которое соответствующей лицензии не имело», — сообщил заместитель Южного транспортного прокурора Валерий Козлов.
Очевидцы говорят, когда начали тонуть, капитан судна, вместо того чтобы помогать людям, попытался скрыться. Позже он был задержан и передан сотрудникам Южного управления Следственного комитета на транспорте. Задержан и владелец катамарана. По факту ненадлежащего оказания услуг, повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц, возбуждено уголовное дело.
Сегодня в акватории рядом с Джубгой ни одного катамарана не видно. Их, как нам стало известно, увезли в соседний поселок. Но, скорее всего, уже в ближайшие дни они вновь появятся на побережье и будут возить туристов.