Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
22 июля 2019, 21:27

Новейшая защита будет использоваться в российских музеях после похищения картины Куинджи

Похититель картины Куинджи из Третьяковской галереи сегодня в суде частично признал вину. Хотя и не пояснил, как он собирался распорядиться полотном «Ай-Петри. Крым». Сообщается, что Денис Чуприков оплатил восстановительные работы, но Министерство культуры заявляет еще о нанесенном репутации ущербе почти в 20 миллионов рублей. Преступление, удивившее своей дерзостью, было совершено 27 января и раскрыто по горячим следам на следующий день.

После него многие галереи стали пересматривать подход к безопасности своих коллекций. По крайней мере, сделать так, как сделал Чуприков в Третьяковке, уже не получится. Более совершенные крепления к раме, датчики движения, реагирующие даже на дыхание, невидимое глазу виртуальное ограждение, видеокамеры, способные сопровождать посетителя из зала в зал. В общем, голыми руками не взять. Но есть и другие секреты.

Трагедия для любого музея — зияющая пустота вместо картины. Украденный с невероятной легкостью Куинджи перевернул мир музейного хранения в России.

Вы скажете: ничего не изменилось. Картины как висели, так и висят. Никаких барьеров — только руку протяни. Но если бы мы могли обойти полотно, то увидели бы сюрприз от службы безопасности. Датчик зафиксирует любое прикосновение к экспонату, тем более попытку его снять.

И не дышите на шедевр! При малейшем изменении микроклимата сработает сигнализация. Даже если убрать устройство и отключить видеонаблюдение, скрытые метки на холсте покажут охране каждый шаг похитителя. Какими датчиками пользуются теперь в Третьяковке, в целях безопасности не раскрывают, но уверяют: картину не унесешь.

«На всех выставках, начиная с выставки Куинджи, мы поставили индивидуальную сигнализацию. Естественно, картины теперь смонтированы теперь таким образом, что их невозможно снять со стены», — рассказывает генерльный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Минкульт в свою очередь создаст отдел, который займется безопасностью коллекций. В Европе же это дело специальной музейной полиции. Старейшая — итальянские карабинеры. 50 лет на страже искусства. От античных артефактов до Пикассо и Уорхола — полицейское хранилище не уступает лучшим музеям.

«Большая часть наших расследований проходит в США, в Канаде, в Великобритании, в Швейцарии, в Германии, в Голландии. Там наше искусство продается дороже и легче. У нас налажены связи с местными правоохранительными органами и таможней», — рассказывает командир специального отдела карабинеров по охране культурного наследия Италии Никола Кандидо.

Так же когда-то работал российский «антикварный» 12-й спецотдел Угро, но шесть лет назад его расформировали. И бывшие следователи ждут новой волны артпреступлений.

«Ввиду отсутствия отдела, целенаправленной работы по рынку не ведется. Только по факту. Сработать сработали, а то, что происходит на рынке, этим никто не занимается. Раньше мы скупщиков каким-то образом, ну, приглядывали за ними, за счет этого, в принципе, вещи-то и находились, большая часть раскрытых преступлений — это как раз через сбыт», — рассказывает бывший заместитель начальника 12-го отдела МУР Алексей Кисточкин.

Но если украденное с выставки рано или поздно всплывает — продать невозможно, слишком известное — то вещи из хранилищ практически не найти. 90% экспонатов в запасниках лишь описаны, не сфотографированы, а значит в случае пропажи не совсем понятно что искать. Минкульт сейчас проверяет все федеральные музеи на бреши в безопасности.

Вопросы есть к большинству. В Историческом, например, рекомендуют сменить старые камеры на новые. Но вот к охране коллекции не придраться.

«Если протянуть руку и начинать пытаться воздействовать на икону, то в данной ситуации в виде тренировки у нас сработала сигнализация. Вот мы сейчас видим с вами прибытие сотрудников Росгвардии, они прибыли за 40 секунд», — рассказывает первый заместитель директора Государственного Исторического музея Георгий Коротов.

Сотрудники Росгвардии бегут к месту происшествия с разных сторон — отрезают пути отхода. Все двери из музея блокируются. А ночью, кажется, и муха не пролетит.

«Эти датчики — это электронная завеса, которая не позволяет ни попасть в помещение снаружи, ни уйти из этого помещения изнутри», — продолжает Георгий Коротов.

Вообще, безопасность часто рисует и архитектуру выставки. На недавней — в Еврейском музее — мировые шедевры поместили в лабиринт — возвышения и углубления, кривой пол, кроличьи норы и двойные стекла: экспонаты увидишь, но вряд ли утащишь. Такой креатив позволяет сэкономить хотя бы на части датчиков.

«Самая большая статья расходов — это транспортировка, потому что к транспорту прикрепляется вооруженное сопровождение, таможенное оформление, страховка. В этой связи, конечно, не хочется тратить еще пару миллионов рублей на датчики движения или сигнализации», — поясняет главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Не музейные охранники — группа быстрого реагирования: постоянные сборы, тренировки, уроки первой помощи. Но это на крайний случай.

В чем настоящая сила — ответят: в психологии и профайлинге. Как в сериале «Обмани меня» — по мимике посетителя на входе видят: что-то задумал.

«К нему сразу же приклеивается, так скажем, видеокамера, то есть, его начинают водить по залам, за ним начинают присматривать», — говорит руководитель службы безопасности Музея современного искусства «Гараж» Сергей Ключерев.

«Гараж», кажется, музей без барьеров. Из видимой защиты экспонатов только полоски на полу. Но есть еще и незаметная: система датчиков, которая опускает виртуальную штору, при пересечении луча срабатывает система сигнализации.

Впрочем, верх охранных технологий — искусственный интеллект. Все датчики можно заменить умной камерой: она сама отреагирует на кражу.

Но в музейной безопасности универсального рецепта нет. Каждая выставка теперь дилемма: максимальная открытость или оборона?

«Мы начинаем установку рентгеновских аппаратов на каждом из входов в каждом из зданий Третьяковской галереи», — сообщила Зельфира Трегулова.

И об этом в Третьяковке говорят не без сожаления. Тут четыре года работали над тем, чтобы вернуть зрителей на выставки — поток увеличился в разы. Как и скандалы с безопасностью.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей