Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 августа 2019, 21:25

Уникальная выставка картин Константина Сомова открылась в Русском музее

Впервые за последние 50 лет в Русском музее представлена масштабная выставка одного из интереснейших художников первой половины XX века Константина Сомова. То, как он умел передать тонкость человеческих эмоций, рождение любви — эротизм без пошлости, мало кто мог. Его учителем стал сам Репин. И ученик встал вровень со своим великим учителем, а прелестные мелочи, пожалуй, рисовал даже лучше него.

Один из самых дорогих русских художников — недавно картина Сомова была выкуплена с аукциона за семь с лишним миллионов долларов. Что, конечно, не главное, но, безусловно, показатель. Мастер, для которого главное — передать обостренную чувственность. Не случайно его работы, даже парадные портреты, считались откровенно эротичными.

«Это ощущение жизни. Это нельзя назвать стилем, это ощущение жизни, которое воплощается в самых разных произведениях. Это именно эротизм, который помогает ему передать очень тонкие нюансы человеческих эмоций, трудно улавливаемые – рождение любви, расцвет любви. То, что в изобразительном искусстве очень редко», — говорит заместитель директор по научной работе Русского музея Евгения Петрова.

Излюбленный мотив художника — спящий человек. Всю жизнь он пытается угадать чьи-то мечты и сны. Образы томные, но романтически загадочные. Тема, к которой художник возвращался всю жизнь. Но в Советском Союзе о его творчестве было мало известно. Сомова едва не запретили с клеймом автора карикатурных персонажей. Декадент. Большевики уполномочили его представлять «Русскую выставку» в Америке, а он сбежал. И иллюстрировал эротические книжки XVIII века.

К 150-летию художника в залах собрали более полутора сотен его работ. Столь масштабные выставки были у Константина Сомова разве что при жизни. Свою коллекцию Русскому музею прислала Третьяковка и даже частные галереи. Портреты, пейзажи, те самые эротические картинки к французской «Книге маркизы». Но что действительно редко увидишь – фарфоровые статуэтки. Так Сомов иллюстрировал произведения Пушкина и Гоголя. «Графа Нулина» и «Шинель» он видел в объеме. Искал образы литературных героев в средневековых персонажах – Коломбине и Арлекине. Театрализованость, маскарадность присуща обществу «Мир искусства», одним из основателей которого был Константин Сомов.

Родился в семье известнейшего хранителя Эрмитажа. Живописи его учил сам Репин, и вдруг Сомов бросает Академию художеств. Традиционная живопись, которой учился, оказалась не для него: Сомова увлекали барокко, модерн, символизм.

«Это никогда великие героические события. Это быт, повседневные забавные мелочи. Если всматриваться в работы Сомова, мы найдем массу прелестных мелочей – вышивки, детали, собачки, письма. И все они работают на создание удивительно изысканного женского образа», — говорит заведующая сектором рисунка Русского музея Наталья Соломатина.

Опыт рисовальщика пригодился Сомову при оформлении журнала «Мир искусства», с его переплетениями узоров, туманными графическими фигурами. «Мир искусства» распался после революции, Сомов замкнулся, вел уединенный образ жизни, в эмиграции не было выставок.

На русском кладбище в Сент-Женевье-де-Буа на его могиле стоит обычный крест и мраморная табличка. Его наследием гордятся и французы, и русские. Но на родине его вычеркнули из истории искусства на несколько десятилетий. И вот Сомов возвращается, неизвестный, загадочный, изысканный.

Читайте также: