ЧП на курортах: бизнесмены наживаются на туристах, позабыв о правилах безопасности
Несмотря на погодные капризы этого лета, на юге России курортный сезон состоялся, а впереди еще бархатный сентябрь. Актуальная информация как не испортить себе отдых. Реклама завлекает: аттракционы на воде, что называется, любой каприз за ваши деньги. Надувные бананы, гидроциклы, катамараны, прогулочные катера! Все курортные радости. Но ведь это сфера повышенной опасности. ЧП происходят регулярно. В Адлере во время катания на гидроцикле погибли два человека.
Остановка по требованию инспекторов по маломерным судам. Стандартная проверка. В порядке ли документы на управление, сколько пассажиров вышли на морскую прогулку, надеты ли спасательные жилеты?
Каждый день в акваторию рядом с Анапой выходит больше трех сотен различных маломерных плавсредств. Это катера, гидроциклы и катамараны. Задача инспекторов найти в этом море судов тех, кто нарушает закон.
От берега стремительно удаляется катамаран. Людей на нем явно больше, чем положено. За судном приходится еще и погоняться.
- У вас перегруз. Сколько человек на борту?
- 17 вместе с нами.
- А должно быть 12. Вы сами осознанно идете на риск?
- Какой риск? Ну, перегрузка, какой риск от этого? Это не сильно перегруз, чтобы какая-то беда случилась. Тут не находится на борту 55 человек. Я прямо не считаю, что это серьезный перегруз.
Цифра 55 прозвучала неслучайно. Именно столько людей находилось на борту печально известного судна «Атолл». В начале июля из-за перегруза в пять раз оно перевернулось и затонуло возле поселка Джубга. Видеосъемка последнего выхода катамарана «Атолл» в море. Людей битком. Сидят даже на крыше. Все без жилетов. Тогда погибли две женщины. Выжившие же отчаянно плыли к берегу, до него было 400 метров, или к ближайшим судам.
Трагедия с катамараном изменила правила игры, а точнее, плавания для водителей и владельцев всевозможных судов. Штрафы за самые частые нарушения — перегруз судна, управление без необходимых документов, отсутствие регистрации на технику — уже в конце июля выросли где-то в 10, а где-то и 20 двадцать раз.
«Вот это поднятие штрафов отрезвило некоторых судовладельцев. Ну, что такое штраф в 500 рублей? А сейчас штраф в 20 тысяч рублей. Есть разница. Если раньше он за одну поездку окупал, мягко говоря, этот штраф, то сейчас таких поездок ему нужно совершить до десятка», — говорит старший государственный инспектор Анапского участка ГИМС Сергей Стариков.
Другой вопрос, понимают ли сами пассажиры, какая опасность им порой грозит на судах-нарушителях. Городской пляж Анапы. Народ зазывают прокатиться на надувном банане. Услуга, как выясняется, незаконная — разрешительных документов нет и в помине. При этом предприимчивые устроители аттракциона ведут себя слишком нагло. Из больше чем полусотни водных аттракционов на пляжах Анапы лишь восемь работают официально. Остальных, по документам, не существует.
Долина лотосов в Темрюкском районе Кубани. Добраться можно только по воде. Вот даже видно цветы. На днях здесь задержали судно. Катер перевозит в два раза больше человек, чем вмещает — 22 вместо 11. По каналу, прорытому еще 200 лет назад казаками, теперь на быстроходных лодках с ветерком катают людей до цветущих лиманов.
Инструктаж перед заплывом скорее формальность. Лодки то и дело оказываются перегруженными. Больше туристов возьмешь — больше прибыль с одной поездки. Прошлым летом именно здесь чуть не погибла женщина. На крутом и узком повороте ее выкинуло из судна.
«Две встречных лодки при расхождении не соблюдали скоростной режим, в связи с чем одна из лодок была перевернута волной. Уперлась в берег и перевернулась», — рассказывает руководитель Темрюкского инспекторского отделения ГИМС Борис Рагульский.
Лодкам, как и машинам, тоже требуется техосмотр. Только раз в пять лет. У этого судна талон просрочен. При этом хозяин моторки спокойно катает людей. Судовладельцу выписали штраф по новым тарифам. На первый раз — пять тысяч рублей. Похожее наказание ждет и хозяев прогулочных катамаранов уже на Азовском море. На пляже в Тамани взрослые решили покатать детей, в том числе малышей. Вшестером отплыли от берега, даже не позаботившись об элементарной безопасности. Все были без жилетов.
Вот тот самый катамаран. У него есть бортовой номер — ВС2. Видно, что здесь всего четыре посадочных места. И только один спасательный жилет. Он лежит вот здесь на носу и его использовали в качестве сиденья. А на другом катамаране видно, что жилетов нет вообще.
«Много тут кто уже катался на катамаране, и без жилетов все. Сам бы без жилета не особо, я умею плавать, но волной накроет, и утонешь, и все», — говорит Даниил Бабкин.
Организаторов аттракциона допрашивает полиция. Те, кто по долгу службы следит за соблюдением водных правил, отмечают: нарушений в этом сезоне стало меньше как минимум вполовину. Отчасти помогло кратное повышение штрафов.
Другая причина — некоторые отдыхающие стали чаще отказываться от сомнительных развлечений. Но то и дело находятся смельчаки, которым море по колено.