Комиссия, расследующая обстоятельства инцидента в Жуковском, ищет ответ на вопрос: откуда взялась стая птиц у взлетно-посадочной полосы
Комиссия изучит все обстоятельства, едва не приведшие к катастрофе. Ищут и ответ на вопрос: почему на взлетном поле оказалась стая чаек. В аэропортах есть системы для отпугивания птиц. А на случай все-таки столкновения с ними — инструкции у пилотов. Но одно дело — инструкция, и совсем другое — когда все происходит в реальности, мгновенно, за спиной сотни пассажиров, а на принятие решения — секунды.
Герои дня — командир экипажа Дамир Юсупов, который ради мечты променял вполне земную профессию юриста на авиацию, и совсем молодой, 23-летний второй пилот Георгий Мурзин.
В авиации это называется посадка перед собой. Крайний вариант, даже для легкого кукурузника и уж тем более для пассажирского лайнера. Вариант, которого любой пилот старается избежать. Конечно, еще будет расследование, но уже сейчас очевидно, что у экипажа не было запаса по высоте и возможности маневрировать — иначе бы летчики попытались бы вернуться в аэропорт, потому что кукурузное поле — последнее место для посадки.
На раздумье секунды — один двигатель отказал сразу, другой работал с перебоями, эксперты уверены: испытывать судьбу и дожидаться полной потери тяги в такой ситуации экипаж не мог, это означало бы гарантированную катастрофу.
«Чтобы избежать этого, командир корабля принял решение сажать, как это на авиационном сленге звучит, на брюхо самолет, и это очень грамотное было решение, без шасси. Почему? Потому что, когда происходит посадка с шасси, большая опасность сильного разрушения конструкций самолета, которая ведет к разрушению топливных баков и утечке авиатоплива, которое воспламеняется», — поясняет заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.
Если вообще можно говорить о везении, то кукурузное поле прямо по курсу — как раз из этой серии. Благополучную посадку многие уже назвали чудом, и тут не поспоришь — птица в двигателе на взлете — не просто опасная ситуация. Пожалуй, самый известный случай почти такого же чудесного спасения — история рейса US Airways — в 2009м экипаж аэробуса остался без тяги сразу после вылета из Нью-Йорка.
В отличие от рейса «Уральских авиалиний» американский самолет столкнулся с птицами позже, успев набрать высоту почти в тысячу метров, и все равно этого не хватило, чтобы вернуться в аэропорт — лайнер сел на Гудзон. Никто из пассажиров не погиб, а вот, что произошло с двигателями, стало ясно во время расследования — лопатки компрессора сломаны, и если бы двигатель не отключили, могли бы разнести и крыло, и фюзеляж.
В Америке самолет чуть не погубила стая казарок, у нас виноваты чайки. Вопрос, откуда они здесь? Рядом река, а в нескольких километрах от аэропорта — озеро. Прямо по курсу взлета. Местные жители грешат и на свалку у деревни Глушица — птицы любят такие места. Впрочем, районные власти утверждают: ближайший полигон закрыт и сейчас рекультивируется. Но знают ли об этом чайки? Правда, у орнитологов есть и другая версия — птицы могли прилететь издалека. Мало ли, в конце концов, помоек.
«Я не исключаю, что как раз вот эта взлетная полоса «Жуковского» оказалась на их пути от одной из свалок московских, в частности, может быть Тимоховская свалка, к Москве-реке. То есть они летали на водопой, летали купаться, но и могли просто вот в таком месте остановиться на отдых. Для них очень привлекательны такие ровные поверхности, где все видно на большом расстоянии. И крыши, и бетонные разные вот такие вот сооружения взлетно-посадочные», — поясняет орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН Виктор Зубакин.
Лишь благодаря действиям экипажа рейс не закончился трагедией. Пассажиры теперь называют летчиков героями, эксперты, не склонные к эмоциям, говорят о них, как о профессионалах с большой буквы. У командира, Дамира Юсупова больше 3000 часов налета. Дома говорят: каждый полет для него — особенный. Но когда сегодня утром Дамир позвонил жене, такой истории она точно не ожидала услышать.
Второй пилот Георгий Мурзин — еще совсем молодой человек — ему 23 и 600 часов в воздухе за плечами. Конечно, летчиков, готовят к самым разным отказам техники, но одно дело симулятор, совсем другое — принимать решение в воздухе, когда за спиной две с лишним сотни пассажиров, а самолет практически падает. Конечно, впереди расследование, которое должно ответить на вопрос, почему, например специальное отпугивающее устройство в Жуковском не испугало в этот раз чаек. Хотя, предположения у экспертов есть.
«Чайка как и все другие птицы быстро привыкает к отпугивающим мерам, звукам, они различают эту, простите, халтуру, подмену натурального крика хищников от записей и так далее. Одним словом, они тоже идут в ногу с техникой», — считает пилот 1–го класса, вице-президент Межгосударственной федерации профсоюза летного состава гражданской авиации России Альфред Малиновский.
Есть еще и вопрос — что там на самом деле со свалками и их обитателями, но это все потом. А сегодняшний день в любом случае войдет в историю авиации как настоящее чудо, которое сотворил экипаж рейса 6178 Москва-Симферополь.