Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
15 августа 2019, 18:03

Комиссия, расследующая обстоятельства инцидента в Жуковском, ищет ответ на вопрос: откуда взялась стая птиц у взлетно-посадочной полосы

Комиссия изучит все обстоятельства, едва не приведшие к катастрофе. Ищут и ответ на вопрос: почему на взлетном поле оказалась стая чаек. В аэропортах есть системы для отпугивания птиц. А на случай все-таки столкновения с ними — инструкции у пилотов. Но одно дело — инструкция, и совсем другое — когда все происходит в реальности, мгновенно, за спиной сотни пассажиров, а на принятие решения — секунды.

Герои дня — командир экипажа Дамир Юсупов, который ради мечты променял вполне земную профессию юриста на авиацию, и совсем молодой, 23-летний второй пилот Георгий Мурзин.

В авиации это называется посадка перед собой. Крайний вариант, даже для легкого кукурузника и уж тем более для пассажирского лайнера. Вариант, которого любой пилот старается избежать. Конечно, еще будет расследование, но уже сейчас очевидно, что у экипажа не было запаса по высоте и возможности маневрировать — иначе бы летчики попытались бы вернуться в аэропорт, потому что кукурузное поле — последнее место для посадки.

На раздумье секунды — один двигатель отказал сразу, другой работал с перебоями, эксперты уверены: испытывать судьбу и дожидаться полной потери тяги в такой ситуации экипаж не мог, это означало бы гарантированную катастрофу.

«Чтобы избежать этого, командир корабля принял решение сажать, как это на авиационном сленге звучит, на брюхо самолет, и это очень грамотное было решение, без шасси. Почему? Потому что, когда происходит посадка с шасси, большая опасность сильного разрушения конструкций самолета, которая ведет к разрушению топливных баков и утечке авиатоплива, которое воспламеняется», — поясняет заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

Если вообще можно говорить о везении, то кукурузное поле прямо по курсу — как раз из этой серии. Благополучную посадку многие уже назвали чудом, и тут не поспоришь — птица в двигателе на взлете — не просто опасная ситуация. Пожалуй, самый известный случай почти такого же чудесного спасения — история рейса US Airways — в 2009м экипаж аэробуса остался без тяги сразу после вылета из Нью-Йорка.

В отличие от рейса «Уральских авиалиний» американский самолет столкнулся с птицами позже, успев набрать высоту почти в тысячу метров, и все равно этого не хватило, чтобы вернуться в аэропорт — лайнер сел на Гудзон. Никто из пассажиров не погиб, а вот, что произошло с двигателями, стало ясно во время расследования — лопатки компрессора сломаны, и если бы двигатель не отключили, могли бы разнести и крыло, и фюзеляж.

В Америке самолет чуть не погубила стая казарок, у нас виноваты чайки. Вопрос, откуда они здесь? Рядом река, а в нескольких километрах от аэропорта — озеро. Прямо по курсу взлета. Местные жители грешат и на свалку у деревни Глушица — птицы любят такие места. Впрочем, районные власти утверждают: ближайший полигон закрыт и сейчас рекультивируется. Но знают ли об этом чайки? Правда, у орнитологов есть и другая версия — птицы могли прилететь издалека. Мало ли, в конце концов, помоек.

«Я не исключаю, что как раз вот эта взлетная полоса «Жуковского» оказалась на их пути от одной из свалок московских, в частности, может быть Тимоховская свалка, к Москве-реке. То есть они летали на водопой, летали купаться, но и могли просто вот в таком месте остановиться на отдых. Для них очень привлекательны такие ровные поверхности, где все видно на большом расстоянии. И крыши, и бетонные разные вот такие вот сооружения взлетно-посадочные», — поясняет орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН Виктор Зубакин.

Лишь благодаря действиям экипажа рейс не закончился трагедией. Пассажиры теперь называют летчиков героями, эксперты, не склонные к эмоциям, говорят о них, как о профессионалах с большой буквы. У командира, Дамира Юсупова больше 3000 часов налета. Дома говорят: каждый полет для него — особенный. Но когда сегодня утром Дамир позвонил жене, такой истории она точно не ожидала услышать.

Второй пилот Георгий Мурзин — еще совсем молодой человек — ему 23 и 600 часов в воздухе за плечами. Конечно, летчиков, готовят к самым разным отказам техники, но одно дело симулятор, совсем другое — принимать решение в воздухе, когда за спиной две с лишним сотни пассажиров, а самолет практически падает. Конечно, впереди расследование, которое должно ответить на вопрос, почему, например специальное отпугивающее устройство в Жуковском не испугало в этот раз чаек. Хотя, предположения у экспертов есть.

«Чайка как и все другие птицы быстро привыкает к отпугивающим мерам, звукам, они различают эту, простите, халтуру, подмену натурального крика хищников от записей и так далее. Одним словом, они тоже идут в ногу с техникой», — считает пилот 1–го класса, вице-президент Межгосударственной федерации профсоюза летного состава гражданской авиации России Альфред Малиновский.

Есть еще и вопрос — что там на самом деле со свалками и их обитателями, но это все потом. А сегодняшний день в любом случае войдет в историю авиации как настоящее чудо, которое сотворил экипаж рейса 6178 Москва-Симферополь.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей