Старейшее российское информационное агентство ТАСС отмечает 115-й день рождения
Свои поздравления журналистам направил Владимир Путин. В телеграмме глава государства особо отметил их высочайший профессионализм, объективность и точность. Больше чем за век агентство пережило немало преобразований, менялось и название. Сегодня ТАСС не просто аббревиатура, а известный на весь мир бренд. День рождения ТАСС совпал со столетием одного из самых известных проектов агентства «Окна РОСТА».
«Да не бывать в РСФСР такому диву — не спекулянту торговать, а кооперативу!» — звучит в хронике 1921 года.
Вместе с автором этих строк Владимиром Маяковским сразу после революции над «Окнами РОСТА» работали лучшие литераторы и художники того времени — Казимир Малевич, Илья Ильф, Михаил Кольцов.
Это сейчас плакаты Российского телеграфного агентства считаются гениальным арт-проектом, а 100 лет назад это был важнейший инструмент агитации и пропаганды. Телеграф, как известно, большевики взяли в первую очередь — за сутки до штурма Зимнего дворца.
После начала Великой Отечественной войны традиции «Окон РОСТА» продолжают «Окна ТАСС». Это ежедневные сводки с фронта и смешные карикатуры на фашистских главарей. На образы бесноватого фюрера и мартышки-Геббельса обратили внимание и в Берлине.
«Гитлер составил так называемый «черный список Гестапо», что после взятия Москвы найти и повесить. Туда входили и мои друзья Кукрыниксы, туда входил и Эренбург. Список был обширный, но почему-то повесить нас не удалось», — рассказывает народный художник СССР, в 1941-1945 гг. автор «Окон ТАСС» Борис Ефимов.
Не удалось и заставить замолчать главное информагентство страны. Во время бомбежек Москвы тассовцы работали под землей, на станции метро «Белорусская». Сообщения тогда передавали азбукой Морзе. Более удобные телетайпы появились позже. С такого подзабытого сейчас устройства в 1961 году миру сообщили о первом полете человека в космос. Фельдъегерь привез из ЦК три пакета.
«В том числе и на вариант трагический, если бы это не получилось. Вскрывать это ни в коем случае нельзя было, и только по определенному сигналу мы вытащили пакет, вскрыли и увидели впервые фотографии Юрия Алексеевича», — вспоминает в 1991-2012 гг. гендиректор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко.
Гордость агентства — огромный фотоархив. Владимир Мусаэльян пришел работать в ТАСС 59 лет назад. Большая часть снимков личного фотографа Брежнева и других генсеков на полосы советских газет и журналов не попадала.
«У меня был ящик НДП, так назывался, «не для печати». Я снимал много, а тогда же не давали — отдых, охота, прогулки, на море», — рассказывает в 1969-82 гг. личный фотограф Леонида Брежнева, советник главного редактора Фотохроники ТАСС Владимир Мусаэльян.
С начала 90-х публиковать стало можно все, но ТАСС чуть не переименовали в РИТА — Российское информационное телеграфное агентство. К счастью, удалось убедить Ельцина, что название не звучит. Сейчас старейшее информагентство страны работает под привычным брендом и по-прежнему старается опередить всех. 1,5 тысячи сообщений и 500 фотографий ежедневно, 63 зарубежных корпункта, две тысячи сотрудников.
Среди приоритетов модные цифровые форматы и поиск новой аудитории. Например, видеоролики или ньюмы для детей и подростков об актуальных новостях ТАСС размещает в социальных сетях.
«Там много анимации, стараемся как-то форму показа достаточно сложных и разных вещей упростить и сделать их очень воспринимаемыми молодой аудиторией, очень сложной аудиторией. Все-таки 6-16 лет — это такая очень специальная аудитория, и это наш эксперимент», — поясняет генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов.
В общем, несмотря на почтенный возраст, у информационного гиганта большие планы и теперь он уполномочен не только заявить, но и интересно рассказать о событиях в стране и за рубежом.