Новейший корабль для ВМФ России «Иван Папанин» способен выполнять любые военные задачи в Арктике
Таких боевых кораблей у России и нигде в мире еще не было! В Санкт-Петербурге на воду спустили новейший ледокол «Иван Папанин». Назвали в честь известного полярника. Cвои задачи он будет выполнять в Арктике, а возможностей у него — масса. Это и ледокол, и буксир, и патрульный корабль. Водоизмещение 8,5 тысяч тонн, длина 110 метров, скорость 16 узлов, то есть почти 30 километров в час. Пройдет и там, куда не рискнет сунуться ни один другой боевой корабль. Да и вооружение впечатляет!
Длиной 110 метров и высотой с семиэтажный дом корабль «Иван Папанин» уникальный в своем роде. Как и знаменитый полярник, один из первооткрывателей Арктики, он тоже станет первым. Таких в России еще не строили. Его уже прозвали «универсальный солдат», ведь это не просто патрульный корабль, но еще буксир и ледокол.
А значит и задачи может выполнять разные. Это сопровождение и проводка судов, перевозка грузов, участие в спасательных операциях, и все это в Арктике, которой Иван Папанин посвятил себя. Сегодня на церемонии его племянница. Валентина Романенко вспоминает как впечатлен был Папанин первозданной красотой Заполярья.
«Было тихо, безмолвно, красиво, он был очарован природой, и на всю жизнь потом связал себя с Севером», — рассказывает Валентина Романенко.
«Иван Папанин» — научный, спасательный и боевой корабль. Наносить удары может по любым целям на земле, в воде и воздухе. На борту артиллерийские установки, но главное — есть возможность установить зенитно-ракетные комплексы. Боевой ледокол еще и грозный пограничник, способный дать отпор нарушителям.
«Этот корабль отличается в первую очередь высокой надежностью, резервированием главных двигателей. Здесь применена система электродвижения, винты фиксированного шага, исключительно для того, чтобы система работала в условиях Арктики надежно и долго. Кроме этого, этот корабль уже, в отличие, например, от предыдущего, «Ильи Муромца», оснащен более современными средствами связи, навигации», — рассказывает генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.
Арктика — регион стратегический. Почти четверть территории России находится за Полярным кругом. Развитие экономики и промышленности, сохранение хрупкой экосистемы — все это глобальные задачи, в которых Россия принимает непосредственное участие.
«Подобного рода корабли в перспективе и будут обслуживать в том числе безопасность глобального Северного морского пути, транспортного коридора, который наша страна будет в ближайшее время активно экспортировать для развития Арктики, для развития ее инфраструктуры и для обеспечения, естественно, ее безопасности и национальных интересов Российской Федерации», — отмечает председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко.
Рабочие «Адмиралтейских верфей» режут специальный задержник — массивную балку, к которой прикреплен корабль. Волнующий момент. «Иван Папанин» начинает движение. Корабелы ликуют!
У кораблей этого проекта нет аналогов в мире. Похожие стоят на службе Военно-морских сил Норвегии, но российский превосходит их во многом — водоизмещение на две тысячи тонн больше, мощное вооружение. И в отличие от «одноклассников», «Иван Папанин» может справиться и с двухметровыми льдами, что особенно актуально для работы в Арктической зоне.
«Корабль предназначен для решения разных задач в суровых условиях Арктики, начиная от его названия, от патрулирования, в том числе и оказания помощи аварийным объектам, находящимся в Арктическом бассейне, как военным, так и гражданским объектам», — говорит начальник Технического управления ВМФ России Игорь Зварич.
Автономность плавания 60 суток. Район не ограничен. Как говорят военные, это ближняя и дальняя океанские зоны. Пока проектом предусмотрены лишь два корабля подобного класса. Следующий заложат через год. У «Папанина» впереди этап испытаний, после чего он войдет в состав Военно-морского флота.