Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
2 февраля 2020, 21:50

Комитет Госдумы по госстроительству уже на следующей неделе начнет рассматривать поправки к законопроекту об изменениях в Конституцию

На то, чтобы обобщить предложения с мест, у депутатов не так много времени. Второе чтение намечено на 11 февраля. Правда, эта дата не окончательная. Количество инициатив превзошло ожидания. К дискуссии активно подключились граждане, общественные организации, региональные власти. Обсуждают уже принятые в первом чтении основные положения и говорят о том, что, по их мнению, нужно добавить.

Стопки документов перед участниками рабочей группы растут на глазах уже сотни предложений. И у каждого есть шанс попасть в Конституцию или стать частью федерального закона.

Паралимпиец и член Общественной палаты Сергей Бурлаков из Таганрога тоже работает над поправками. Во время службы в армии он попал в тяжелую аварию, но не сдался и начал активно заниматься плаванием, карате и легкой атлетикой. А теперь, уже как общественник, Бурлаков предлагает исключить из Конституции пункт о возможности выступления главы иностранного государства перед обеими палатами парламента. Об этом говорится в части 3-й статьи 100-й действующего основного закона.

«Когда главы государств приезжают сюда, чтобы не собирать ни нижнюю, ни верхнюю палаты и отвлекать людей от дела, чтобы мы не слушали, что нам навязывают. Просто убрать это, и все», — говорит участник рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию Сергей Бурлаков.

«В 1993 году, когда принималась Конституция, атмосфера в нашей стране была такой, что господствовало, по сути дела, низкопоклонство перед Западом. И в Конституцию проникла очень странная норма об обязанностях — в случае выступления какого-то главы, его желания, собирать наш парламент. Эта норма совершенно недостойная суверенного государства», — сказал политолог Олег Матвейчев.

Очень много инициатив из регионов, так что члены рабочей группы, сенаторы и депутаты на этой неделе разъехались по стране.

«Будет ли оно касаться ремонта дома, благоустройства двора или изменения в Конституцию. Самое правильное решение, если вы его не обсуждаете с людьми, оно не будет работать», — сказал председатель комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Андрей Макаров.

Обсудить с людьми есть что. Согласно президентскому законопроекту, депутаты Думы будут утверждать не только главу правительства, но и вице-премьеров и некоторых министров. А члены верхней палаты смогут отстранять от должности судей Конституционного и Верховного суда по представлению главы государства.

«Судей и сейчас можно лишить статуса и отрешить от должности, это происходит, происходит кулуарно. Президент сказал — нет, дальше так не будет, мы это будем публично обсуждать в парламенте», — пояснил сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию, председатель комитета СФ РФ по конституционному законодательству Андрей Клишас.

У Федерального собрания будет больше работы и полномочий. Но ни о каком переходе от президентской к парламентской республике сейчас речь не идет. Это четко дал понять Владимир Путин.

«Теоретически возможно. Целесообразно или нет? У каждого свое мнение на этот счет. Я считаю, что нет. И скажу почему. Для того чтобы парламентская республика эффективно функционировала, нужно, чтобы политическая структура росла давно. В той же Европе столетиями некоторые партии существуют, столетиями. А у нас, как правило, партия связана с конкретным человеком. Самый яркий пример в нашей стране – Владимир Вольфович Жириновский. Есть Жириновский – есть ЛДПР, нет Жириновского… Сама идея хорошая, либеральная, но сможет ли партия так функционировать без своего лидера, трудно сказать. Но нам лучше не экспериментировать. Есть еще одно соображение. Парламентская форма правления, которая применяется широко в Европе, она дает сбои сегодня. В некоторых странах, несмотря на наличие такой политической инфраструктуры в виде устойчивых политических партий, они не могут сформировать правительство по полгода. Не получается. Представляете, если бы Россия жила без правительства полгода? Катастрофа! Поверьте мне, это невозможно. Для России с ее огромной территорией, с многоконфессиональностью, с большим количеством наций, народов, народностей, проживающих на территории страны, – их даже не посчитать, кто-то говорит 160, кто-то 190, – нужна все-таки крепкая президентская власть», — сказал Владимир Путин.

О смысле и цели предлагаемых конституционных изменений президента спрашивали несколько раз. Приводили пример Казахстана или Сингапура, где создавались специальные органы для стабилизации ситуации во время перемен. Будет ли у нас что-то подобное?

«Я был в Липецкой области, там один молодой человек говорил о возможности внедрения у нас, в России, парламентской формы правления. Просто для нас это не подходит. То, что вы предлагаете, будет подрывать институт президента. Думаю, что для такой страны, как Россия, это неприменимо. В разных странах разная ситуация, разная история этих стран, разная культура. У нас, если появится какой-то институт над президентом, это будет означать ничто другое, как двоевластие, – абсолютно губительная ситуация для такой страны, как Россия», — ответил президент.

А ветеран войны на встрече в Санкт-Петербурге предложил снять ограничение на количество президентских сроков.

«Чтобы народ потом решал, продлить работу президента или освободить его, поблагодарив за сделанное», — сказал Анатолий Климов.

«Я понимаю то, о чем вы говорите. Связано это у многих наших людей с тревогой за стабильность в обществе, за стабильность в государстве — и за внешнюю стабильность, и за внутреннюю, я прекрасно понимаю, вместе с тем очень тревожно, на мой взгляд, было бы вернутся в ситуацию середины 80 годов, когда руководители государства один за одним до конца своих дней, оставаясь у власти, уходили из этой власти, не обеспечивая при этом необходимых условий для трансформации этой власти. Поэтому вам спасибо большое, но, я думаю, что лучше к такой ситуации как было в середине 80 годов, лучше не возвращаться», — отметил Владимир Путин.

Президентский проект закона, принятый в первом чтении, состоит из двух статей. В первой перечислены сами поправки, а во второй лаконично говорится о вынесении их на общероссийское голосование. Механизм сейчас обсуждает рабочая группа вместе с представителями Центризбиркома. Решения пока нет, но понятно, что это будет не опрос, а юридически значимое действие.

«Если в феврале Государственная дума примет эти поправки, а весной будет обсуждение и голосование, то жители задают вопрос, а какой смысл в голосовании», — говорит председатель Общественной палаты городского округа Люберцы Петр Ульянов.

В.Путин: «Те, которые задают такой вопрос, – вопрос не лишен логики определенной, – они знают, что поправки к Конституции, если они не затрагивают первый, второй раздел или девятый, они принимаются достаточно не в простом, но все-таки таком законом предусмотренном порядке, который говорит о том, что достаточно пройти голосование в Думе, в Совете Федерации и собрать нужное количество положительных заключений, положительных решений из субъектов Российской Федерации. Все – после этого закон принимается, и президент его подписывает. Но если вы обратили внимание, когда я говорил в послании об этих поправках, об их необходимости, я сказал, что все-таки они носят существенный характер, и я считаю, что для того, чтобы они вступили в силу, обычной процедуры в данном случае, на мой взгляд, недостаточно. Нужно, чтобы люди пришли на пункт этого голосования и сказали, хотят они этих изменений или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, либо отклоняет его. И только после того, как люди скажут свое слово, я его подпишу или не буду подписывать».

Социальные инициативы президента вопросов, как правило, не вызывают. Это понятные всем нормы прямого действия: минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума и регулярная индексация пенсий. Эти гарантии впервые будут прописаны в основном законе.

Что же касается поправок членов рабочей группы, экспертов и обычных граждан, звучат самые разные предложения — перенести часть органов власти из Москвы, закрепить норму об отчетности Центробанка перед Думой, распространить запрет иностранного гражданства на муниципальных депутатов и даже ввести отдельный пункт о защите семейных ценностей.

«В первую очередь хочу выделить поправки, связанные с наполнением новым преамбулы Конституции Российской Федерации. Чаще всего звучит необходимость противодействия фальсификации исторических фактов, искажения роли российского народа в Великой Отечественной войне и о закреплении значения культурного наследия России», — рассказала сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию Талия Хабриева.

Преамбула — это общая часть, вступление к основному закону. Чтобы проанализировать и учесть все эти идеи, в рамках рабочей группы создаются пять подгрупп: по социальной сфере, международному праву, судам, федеральной власти и местному самоуправлению.

Президентскому законопроекту о поправке в Конституцию предстоит пройти принципиальное второе чтение в парламенте. Но по регламенту сначала надо обобщить все поступившие предложения. В среду этим займется профильный комитет Думы по госстроительству и законодательству.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей