Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
24 февраля 2020, 21:29

В Петербурге открылась экспозиция, посвященная истории кинетического искусства в России

В Центральном выставочном зале Петербурга — в Манеже — Лаборатория будущего. Ни больше, ни меньше. Это экспозиция, посвященная истории кинетического искусства в России. В центре внимания художников-кинетиков, как и следует из названия, движение. И выход за рамки. Их произведения середины прошлого века имеют значение и сегодня. Порой возникает ощущение, что они взяли и придумали будущее. Как и из чего выросло современное искусство?

Нет, это не сломался ваш телевизор: дрожащий пейзаж для одних — метафора замкнутого пространства, для других — усталость взгляда от статичной картинки. Здесь почти все в движении, ведь движение — основа кинетизма — направления в искусстве, что зародилось почти 100 лет назад.

Метаморфозы привычных предметов. Первые художники-кинеты берут идеи с полотен авангардистов. И вот уже, казалось бы, плоское изображение приобретает объем.

«Кажется, что просто подвешена лампочка и здесь на нитке объекты, которые создают игру света-теней. Но технически это было очень сложно — добиться этой простоты, лаконичности, изысканности», рассказывает художник, руководитель творческой мастерской Андрей Пунин.

Кинетизм в Советском Союзе набрал силу в 50-е — годы оттепели, когда зеленый свет дали самым смелым экспериментам. Цветная стена Августа Ланина была задумана, чтобы помочь космонавтам адаптироваться к земной среде. Саму же среду художники-кинеты тоже трансформируют. На их картинах движение времени: от устремленных ввысь башен до ярких вестибюлей московской подземки.

«Я завидую фантазии художников 50-60х. Они делали невероятные вещи. Наверное, это можно назвать моделированием будущего», — отмечает заместитель генерального директора ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова.

Современники тоже не стоят на месте. Ведь и новые технологии позволяют расширить рамки. Вот, например, работа Платона Инфанте — метафора слияния двух пространств. Когда виртуальное порой так сложно отделить от реальности.

Эта выставка — эксперимент. Четыре лаборатории, где почти все можно испытать на себе. Лаборатория синестезии — пространство, где можно услышать свет. Или увидеть звук.

Это только кажется — что темную комнату пронизывают десятки лазеров. На самом деле — все это — световые струны. Достаточно коснуться одного, другого, и вот уже пространство заполняется звуками — магическими, чарующими, а порой даже пугающими.

Новое художники-кинеты ищут во всем. «Сферы» — Вячеслава Колейчука — одного из основоположников отечественного кинетизма — не что иное как представление капелек жира в тарелке с бульоном. Вот и зрителей этой выставки призывают после увиденного не бояться искать необычное в обыденном.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей