Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
24 февраля 2020, 21:29

В Петербурге открылась экспозиция, посвященная истории кинетического искусства в России

В Центральном выставочном зале Петербурга — в Манеже — Лаборатория будущего. Ни больше, ни меньше. Это экспозиция, посвященная истории кинетического искусства в России. В центре внимания художников-кинетиков, как и следует из названия, движение. И выход за рамки. Их произведения середины прошлого века имеют значение и сегодня. Порой возникает ощущение, что они взяли и придумали будущее. Как и из чего выросло современное искусство?

Нет, это не сломался ваш телевизор: дрожащий пейзаж для одних — метафора замкнутого пространства, для других — усталость взгляда от статичной картинки. Здесь почти все в движении, ведь движение — основа кинетизма — направления в искусстве, что зародилось почти 100 лет назад.

Метаморфозы привычных предметов. Первые художники-кинеты берут идеи с полотен авангардистов. И вот уже, казалось бы, плоское изображение приобретает объем.

«Кажется, что просто подвешена лампочка и здесь на нитке объекты, которые создают игру света-теней. Но технически это было очень сложно — добиться этой простоты, лаконичности, изысканности», рассказывает художник, руководитель творческой мастерской Андрей Пунин.

Кинетизм в Советском Союзе набрал силу в 50-е — годы оттепели, когда зеленый свет дали самым смелым экспериментам. Цветная стена Августа Ланина была задумана, чтобы помочь космонавтам адаптироваться к земной среде. Саму же среду художники-кинеты тоже трансформируют. На их картинах движение времени: от устремленных ввысь башен до ярких вестибюлей московской подземки.

«Я завидую фантазии художников 50-60х. Они делали невероятные вещи. Наверное, это можно назвать моделированием будущего», — отмечает заместитель генерального директора ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова.

Современники тоже не стоят на месте. Ведь и новые технологии позволяют расширить рамки. Вот, например, работа Платона Инфанте — метафора слияния двух пространств. Когда виртуальное порой так сложно отделить от реальности.

Эта выставка — эксперимент. Четыре лаборатории, где почти все можно испытать на себе. Лаборатория синестезии — пространство, где можно услышать свет. Или увидеть звук.

Это только кажется — что темную комнату пронизывают десятки лазеров. На самом деле — все это — световые струны. Достаточно коснуться одного, другого, и вот уже пространство заполняется звуками — магическими, чарующими, а порой даже пугающими.

Новое художники-кинеты ищут во всем. «Сферы» — Вячеслава Колейчука — одного из основоположников отечественного кинетизма — не что иное как представление капелек жира в тарелке с бульоном. Вот и зрителей этой выставки призывают после увиденного не бояться искать необычное в обыденном.

Читайте также: