Символы Победы: «летающий танк» штурмовик Ил-2
Символы Победы. Сегодня — Ил-2. Штурмовик. Знаете, штурмовая авиация во все времена — страшное оружие. Даже сейчас. Если ты вжался в землю в окопе или сидишь в танке — штурмовик для тебя кара небесная. В буквальном смысле слова. Потому что скрыться от нее некуда.
Но вот что обычно забывают при этом. Для летчика штурмовик — это самая трудная и опасная профессия. По той же самой причине. Когда идешь на бреющем над позицией врага, сбить тебя можно не из зенитки даже — из чего угодно. Штурмовик — это всегда глаза в глаза со смертью. Или ты, или тебя.
И вот еще что. В штурмовой авиации, причем, так сложилось, в одном полку служили оба моих деда. Борис Арсентьевич и Николай Алексеевич. Это, конечно, чистая случайность, похожая на чудо. Но случайность.
Это часы одного из них — маминого папы — Бориса Андросова. Вот они. Не смотрите, что маленькие. До сих пор время показывают отлично. Он в них еще в небе Испании на истребителе рубился с фашистами.
А в 1945 году участвовал в операции по взятию Кенигсберга. А это, может, самая страшная для пилотов-штурмовиков была операция. Если б Бог не уберег — меня бы не было. Но — вот. Сижу перед вами. Так что вот эта машина — это и мой символ победы. Мой личный.
Младший сын Сергея Ильюшина родился через 10 лет после войны и, выходит, самолет Ил-2, который создавали его родители, в каком-то смысле тоже родственник. В семейном архиве немало фотографий тех, чью судьбу определил легендарный штурмовик.
«Ефимов Александр Николаевич, дважды Герой Советского Союза, который два Героя заработал на штурмовиках, всегда говорил при встрече с отцом: «Сергей Владимирович, ваш самолет спас мне жизнь», — рассказывает сын Александр Ильюшин, сын Сергея Ильюшина.
И так говорили многие герои Великой Отечественной войны. Говорят и сейчас.
«Ил-2 — хороший самолет, конечно. Он мне спас жизнь и дал славу», — говорит ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Николай Кирток.
Звезду Героя Николай Наумович Кирток получил в 1945 году, когда за плечами было уже больше 200 боевых вылетов. Но запомнился один из первых — его Ил-2 подбили сначала зенитки, а потом два «Мессершмитта» над линией фронта.
«Один зашел и ударил мне по кабине, и я не то что сел, а упал, упал на грунт», — рассказывает ветеран.
От удара заклинило фонарь кабины, выбраться помогла пехота.
«По 100 граммов выпили. Они говорят: «Давай, закусим». Американская тушенка. Все сделали и отправили меня домой. А думали, что я погиб, потому что видели, что я загорелся. А я остался живой», — вспоминает Николай Кирток.
Легендарная живучесть Ил-2 подарила шанс многим летчикам. Главная, так сказать, фишка конструкции — бронекорпус, вся носовая часть с кабиной, двигателем и бензобаками состоит из листовой брони, причем листы не навешивались на каркас, а стали частью силовой схемы.
На вооружении «летающего танка» две пушки в консолях крыла, два пулемета, авиабомбы и реактивные снаряды. А еще пулемет стрелка, который ставили на двухместную версию — такой ее задумал Ильюшин, но в серию пошел сначала одноместный облегченный вариант Ил-2.
Немцы дали ему прозвище «черная смерть» за чудовищную огневую мощь, от которой не было спасения ни танкам, ни пехоте противника. Но были и слабые места.
«Немцы разобрались, что хвост не защищен. Заходили с хвоста и сбивали самолет. И Ильюшин, не останавливая конвейер, в общем, делали этот самый первый самолет, если посмотрите, есть эти снимки, что просто вот кабина летчика, а дальше открыто сидит стрелок с пушкой, начали привозить покойников. Тогда уже Ильюшин сделал, закрыл стрелка», — рассказывает начальник отдела фото- и видеосектора ПАО «Ил» Николай Нилов.
Николай Нилов в 1943 году пришел в КБ Ильюшина тринадцатилетним мальчишкой и работал учеником фотографа. А на заводе в Куйбышеве в военные годы штурмовики собирали подчас тоже совсем еще дети — вот они на фотографии, которую много лет хранит Иван Белозеров. В сборочный цех он впервые вошел в 1941 году и до сих пор помнит последовательность операций.
«Вот крепление крыльев. В середине устанавливается бронекабина. И к бронекабине крепится фюзеляж. Первый был из прессованной фанеры. А потом цельнометаллический был», — рассказывает Иван Белозеров.
В Великую Отечественную заводы собрали почти 36 тысяч Ил-2 — это самый массовый самолет Второй мировой. Но и боевые потери были большими — 11 с лишним тысяч.
Единственный летчик, прошедший на одной машине всю войну, герой Советского Союза Генрих Гофман. Фотография того самого Ил в полете — семейная реликвия. Свой штурмовик Гофман перегнал в тыл за несколько месяцев до Победы.
«Прилетел с фронта, передал эту машину, и Ильюшин подарил ему самую новую машину, самую первую Ил-10. Ильюшин также подарил ему, вот у меня здесь макет, это Ил-2 самолет, сделанный конструктором, и здесь написано: «Герою Советского Союза Г.Б Гофману от Сергея Ильюшина».
К 1945 году в самолете Генриха Гофмана было больше шести сотен пробоин от снарядов и пуль. И, конечно, ни в одной, даже самой подробной инструкции, не могло быть описано то, что пришлось преодолеть летчикам в небе Великой Отечественной.
Хотя инструкция-то была, и этому учебному черно-белому фильму позавидовали бы современные видеоблогеры, глядя на то, что сейчас в Сети назвали бы «распаковкой». Речь о документальном фильме «Эксплуатация самолета ИЛ-2» НИИ ВВС Красной Армии, 1943 г. /студия Крылья России/.
В мире сейчас всего два летающих Ил-2. А этот — музейный экспонат, и, конечно, уже никогда не поднимется в воздух. Но это настоящая боевая машина. В 1942 году подбитый немецкими истребителями Ил-2 совершил вынужденную посадку в Новгородской области, в конце 70-х его нашли и достали из болота, восстановили, и он даже принимал участие в киносъемках. И вот опять пригодился.