Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
24 апреля 2020, 21:34

Символы Победы: «летающий танк» штурмовик Ил-2


Кирилл Клейменов

Символы Победы. Сегодня — Ил-2. Штурмовик. Знаете, штурмовая авиация во все времена — страшное оружие. Даже сейчас. Если ты вжался в землю в окопе или сидишь в танке — штурмовик для тебя кара небесная. В буквальном смысле слова. Потому что скрыться от нее некуда.


Но вот что обычно забывают при этом. Для летчика штурмовик — это самая трудная и опасная профессия. По той же самой причине. Когда идешь на бреющем над позицией врага, сбить тебя можно не из зенитки даже — из чего угодно. Штурмовик — это всегда глаза в глаза со смертью. Или ты, или тебя.


И вот еще что. В штурмовой авиации, причем, так сложилось, в одном полку служили оба моих деда. Борис Арсентьевич и Николай Алексеевич. Это, конечно, чистая случайность, похожая на чудо. Но случайность.


Это часы одного из них — маминого папы — Бориса Андросова. Вот они. Не смотрите, что маленькие. До сих пор время показывают отлично. Он в них еще в небе Испании на истребителе рубился с фашистами.


А в 1945 году участвовал в операции по взятию Кенигсберга. А это, может, самая страшная для пилотов-штурмовиков была операция. Если б Бог не уберег — меня бы не было. Но — вот. Сижу перед вами. Так что вот эта машина — это и мой символ победы. Мой личный.

Младший сын Сергея Ильюшина родился через 10 лет после войны и, выходит, самолет Ил-2, который создавали его родители, в каком-то смысле тоже родственник. В семейном архиве немало фотографий тех, чью судьбу определил легендарный штурмовик.

«Ефимов Александр Николаевич, дважды Герой Советского Союза, который два Героя заработал на штурмовиках, всегда говорил при встрече с отцом: «Сергей Владимирович, ваш самолет спас мне жизнь», — рассказывает сын Александр Ильюшин, сын Сергея Ильюшина.

И так говорили многие герои Великой Отечественной войны. Говорят и сейчас.

«Ил-2 — хороший самолет, конечно. Он мне спас жизнь и дал славу», — говорит ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Николай Кирток.

Звезду Героя Николай Наумович Кирток получил в 1945 году, когда за плечами было уже больше 200 боевых вылетов. Но запомнился один из первых — его Ил-2 подбили сначала зенитки, а потом два «Мессершмитта» над линией фронта.

«Один зашел и ударил мне по кабине, и я не то что сел, а упал, упал на грунт», — рассказывает ветеран.

От удара заклинило фонарь кабины, выбраться помогла пехота.

«По 100 граммов выпили. Они говорят: «Давай, закусим». Американская тушенка. Все сделали и отправили меня домой. А думали, что я погиб, потому что видели, что я загорелся. А я остался живой», — вспоминает Николай Кирток.

Легендарная живучесть Ил-2 подарила шанс многим летчикам. Главная, так сказать, фишка конструкции — бронекорпус, вся носовая часть с кабиной, двигателем и бензобаками состоит из листовой брони, причем листы не навешивались на каркас, а стали частью силовой схемы.

На вооружении «летающего танка» две пушки в консолях крыла, два пулемета, авиабомбы и реактивные снаряды. А еще пулемет стрелка, который ставили на двухместную версию — такой ее задумал Ильюшин, но в серию пошел сначала одноместный облегченный вариант Ил-2.

Немцы дали ему прозвище «черная смерть» за чудовищную огневую мощь, от которой не было спасения ни танкам, ни пехоте противника. Но были и слабые места.

«Немцы разобрались, что хвост не защищен. Заходили с хвоста и сбивали самолет. И Ильюшин, не останавливая конвейер, в общем, делали этот самый первый самолет, если посмотрите, есть эти снимки, что просто вот кабина летчика, а дальше открыто сидит стрелок с пушкой, начали привозить покойников. Тогда уже Ильюшин сделал, закрыл стрелка», — рассказывает начальник отдела фото- и видеосектора ПАО «Ил» Николай Нилов.

Николай Нилов в 1943 году пришел в КБ Ильюшина тринадцатилетним мальчишкой и работал учеником фотографа. А на заводе в Куйбышеве в военные годы штурмовики собирали подчас тоже совсем еще дети — вот они на фотографии, которую много лет хранит Иван Белозеров. В сборочный цех он впервые вошел в 1941 году и до сих пор помнит последовательность операций.

«Вот крепление крыльев. В середине устанавливается бронекабина. И к бронекабине крепится фюзеляж. Первый был из прессованной фанеры. А потом цельнометаллический был», — рассказывает Иван Белозеров.

В Великую Отечественную заводы собрали почти 36 тысяч Ил-2 — это самый массовый самолет Второй мировой. Но и боевые потери были большими — 11 с лишним тысяч.

Единственный летчик, прошедший на одной машине всю войну, герой Советского Союза Генрих Гофман. Фотография того самого Ил в полете — семейная реликвия. Свой штурмовик Гофман перегнал в тыл за несколько месяцев до Победы.

«Прилетел с фронта, передал эту машину, и Ильюшин подарил ему самую новую машину, самую первую Ил-10. Ильюшин также подарил ему, вот у меня здесь макет, это Ил-2 самолет, сделанный конструктором, и здесь написано: «Герою Советского Союза Г.Б Гофману от Сергея Ильюшина».

К 1945 году в самолете Генриха Гофмана было больше шести сотен пробоин от снарядов и пуль. И, конечно, ни в одной, даже самой подробной инструкции, не могло быть описано то, что пришлось преодолеть летчикам в небе Великой Отечественной.

Хотя инструкция-то была, и этому учебному черно-белому фильму позавидовали бы современные видеоблогеры, глядя на то, что сейчас в Сети назвали бы «распаковкой». Речь о документальном фильме «Эксплуатация самолета ИЛ-2» НИИ ВВС Красной Армии, 1943 г. /студия Крылья России/.

В мире сейчас всего два летающих Ил-2. А этот — музейный экспонат, и, конечно, уже никогда не поднимется в воздух. Но это настоящая боевая машина. В 1942 году подбитый немецкими истребителями Ил-2 совершил вынужденную посадку в Новгородской области, в конце 70-х его нашли и достали из болота, восстановили, и он даже принимал участие в киносъемках. И вот опять пригодился.

Читайте также: