В США энтузиасты реставрируют самолеты Второй мировой, открывая американцам героические страницы истории
Свой вклад в то, чтобы белых страниц в истории Великой Отечественной становилось меньше, вносят и энтузиасты. В штате Вирджиния собрали крупнейшую коллекцию боевых самолетов. Причем каждая из этих машин и сегодня может подняться в воздух.
В американской провинции, на востоке Вирджинии, среди фермерских полей неожиданно как будто оказываешься в прошлом. Военные самолеты – те самые, на которых наши деды воевали с фашистами, – здесь снова летают.
Этот истребитель Р-40 американцы направили союзникам по программе ленд-лиза. Самолет разбился под Мурманском и 50 лет пролежал в тундре, пока его не нашли охотники. В 2003-м Р-40 снова встал на крыло, после того как его отреставрировал Джерри Яген. Правда, машину раскрасили в цвета «летающих тигров» — группы американских добровольцев, которые воевали в Китае. Позже историки помогли установить: на самом деле самолет принадлежал 19-му гвардейскому истребительному авиаполку и помогал советским пилотам защищать арктический порт.
«Очень тяжело было найти запчасти. Ты не можешь позвонить на завод и сказать: отправьте-ка мне новое крыло. Двигатель мы собирали по винтикам из трех других. Отреставрировали оригинальный пропеллер», – рассказывает Джерри Яген.
Джерри – современный Индиана Джонс от авиации. Военные самолеты времен Второй мировой, как сокровища, он уже полжизни ищет по всему миру В этом ангаре – советские боевые машины. Наши винтовые истребители Поликарпова и Лавочкина, МиГ-3 и Як-3 – вершина советского авиастроения военных лет. Все в отличном состоянии, притом что восстановлены буквально из металлолома.
«Я давал объявления в сельских газетах, которые обычно выходят небольшим тиражом, на русском и английском языках, просил связаться со мной, если кто-то найдет самолет», – рассказывает Джерри Яген.
Большую часть обломков сюда привезли в 90-х. В одном из ангаров развернули этакий госпиталь для самолетов. Здесь их возвращают к жизни. На очереди советский истребитель Ла-7 – на таком летал наш знаменитый ас Иван Кожедуб – и американская «Аэрокобра» с красной звездой.
На реабилитацию уходят миллионы долларов и годы скрупулезной работы. Здесь и мастерская, и музей, открытый для посетителей. Скипу уже за 70, его коллеге Хэнку – 82. Это еще и социальный проект для пожилых волонтеров.
«Мы рассказываем, в каких битвах участвовали самолеты, кто на них летал. Сейчас проще находить информацию – открылось много архивов о Восточном фронте. Американцы почти ничего о нем не знают. Слышали про операцию в Нормандии. Но как насчет Курска или Сталинграда? Люди должны знать. Через истории самолетов мы рассказываем о Второй мировой», – говорит волонтер Скип Джонсон.
Поиск самолетов для коллекционера как международный квест. «Каталина» – незаменимая в военные годы летающая лодка – попала сюда из Калифорнии, ее конфисковали у владельца за контрабанду наркотиков и потом продали. Британский «Спитфайер» долго пылился на детской площадке в Израиле.
«Он стоял во дворе и на нем играли дети: залазили сверху, садились в кабину. Мы с женой очень удивились, когда увидели это», – рассказывает Джерри Яген.
Многие экспонаты музея – свидетели тех военных ночей, когда в воздухе пахло тревогой. Вот британский командно-диспетчерский пункт. Не копия – оригинальный. Его транспортировали через океан буквально по кирпичикам.
Это оригинальный ангар для самолетов Люфтваффе. Его построили в 1934-м на военной базе под Берлином. Потом базу закрыли, ангар разобрали и перевезли сюда, в США. Теперь здесь хранятся отреставрированные немецкие самолеты. А в металлическом каркасе можно увидеть следы от советских пуль.