Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 мая 2020, 21:29

Кошелек или жизнь: недуг американского здравоохранения обострил коронавирус

 

Кирилл Клейменов

Знаете, что показала эта пандемия? Люди умирают тысячами не от вируса и не от его последствий. Они умирают от равнодушия. Да, это не громкая метафора. Умирают от того, что здоровые люди их бросают умирать. Почему здоровые люди так поступают? Это ключевой вопрос. Это то, что всем надо понять. Главный урок этой мировой эпидемии. Ответ самих этих людей — здоровых, я имею в виду — мы не могли иначе. Мы не могли просто не бросить умирать наших соседей по стране, по городу, по улице и по дому. Всех этих стариков, цветных, и не только. Мы, конечно, старались, но что поделаешь, такова жизнь. Кто-то должен умереть, чтобы остальные жили — вот их ответ. А вот моя версия или гипотеза, что ли, — в смерти, например, в Америке почти ста тысяч человек виновата система. Те отношения между людьми, те ценности в конце концов, которыми так гордятся американцы. Эти ценности в основе всего их образа жизни, благополучия, страха, презрения к другим. И, конечно, десятки тысяч мертвых — самая большая братская могила со времен великой войны — тоже их дело, западных ценностей и их носителей. Со всем этим еще долго придется разбираться. 

Трамповский счетчик смерти запустили в самом центре Манхэттена. Цифры на большом экране – количество американцев, умерших от коронавируса. Реальные показатели, впрочем, уже ушли далеко вперед, но авторов, похоже, больше волнует не число жертв, а ответ на вопрос: кто виноват? По их мнению, все это результат бездействия президента США. Трамп переводит стрелки на Китай и ВОЗ, а его сторонники ищут виновников дома.

«В самом начале этого кризиса центр по контролю и профилактике заболеваний подвел страну с тестами. Не только своей бюрократией, у них были плохие тесты», — сказал Питер Наварро, советник Дональда Трампа.

Ученые из Центра по контролю и профилактике заболеваний — это ключевое агентство американского Минздрава —  в ответ жалуются на беспрецедентное давление властей: «Один источник заявил CNN: "Наша работа вызывает раздражение администрации, которая нас не поддерживает". Другой говорит: "На нас надели намордник"».

Эксперт департамента здравоохранения Флориды Ребека Джонс заявила: осталась без работы, потому что не подчинилась приказу начальницы, которая требовала занизить данные о количестве зараженных.

«Я ушла не по своей воле. Это случилось по приказу… Она уже некоторое время пытается цензурировать данные. Когда я отказалась подделать цифры, нужные, чтобы открыть штат, она лично проконтролировала, чтобы меня уволили», — рассказала бывший научный сотрудник Департамента здравоохранения штата Флорида Ребека Джонс.

Накануне в эгоизме и самоуправстве нынешнего американского президента обвинил его предшественник.

«Это полная катастрофа посреди хаоса, при этом наша власть действует по принципам "что я могу с этого получить?" и "к черту всех остальных"», — заявил Барак Обама.

Трамп дежурно огрызнулся в ответ: «Послушайте, да он просто был некомпетентным президентом. Вот все, что я могу сказать. Чрезвычайно некомпетентным».

Централизованной и всеобщей системы здравоохранения в Штатах нет. Как следствие, борьба за здоровье нации превратилась в битву лоббистов из разных сфер. Трамп давно пытается откатить назад медицинскую реформу Обамы. Но в целом вопрос здравоохранения – ключевой в программе каждого кандидата в президенты США. При колоссальном финансировании (по расходам на медицину Штаты – мировой лидер) государственный контроль в этой сфере минимальный. Всем заправляют страховые компании.

«Страховые компании диктовали мне, как лечить пациентов, какие лекарства давать, какие исследования проводить, как долго держать его в больнице. Каждый врач вынужден ежедневно воевать со страховыми компаниями. Последнее слово за страховой. И часто это люди даже без медицинского образования, просто следующие протоколу», – говорит врач, адвокат по медицинским вопросам Маргарет Флауэрс.

Бесплатная страховка «Медикейд» гарантирует доступ к медицине людям, живущим преимущественно на грани нищеты. За здоровьем богатых американцев следят лучшие врачи мира. Под ударом самый многочисленный, средний класс: десятки миллионов живут без страховок, то есть платят по полной.

Вот цены обычного провинциального госпиталя. УЗИ для беременной – 580 долларов. За каждые полчаса в операционной заплатить придется более двух тысяч долларов, и это без учета анестезии, лекарств и расходных материалов. Пребывание в палате интенсивной терапии — пять с лишним тысяч долларов в сутки. Лечение в эту сумму не включено.

«Вы можете быть застрахованы, но не знать, что место, куда вы обратились, не работает с вашей страховой. Или вы можете попасть в больницу, которая входит в пакет вашей страховки, но только по скорой помощи, а все остальные отделения в той же больнице могут работать с другой страховой компанией и вам придется платить. Люди получают медицинские счета на десятки тысяч долларов. Это главная причина частных банкротств в стране», — говорит врач, адвокат по медицинским вопросам Маргарет Флауэрс.

Маргарет переквалифицировалась из педиатра в адвокаты, чтобы помочь одним достойно лечиться, а другим – отстоять право лечить как надо, а не как выгодно.

«У нас, в Мэриленде, в больницах закрываются педиатрические и акушерские отделения, потому что они приносят меньше денег. Вместо них открывают кардиологические и ортопедические – на них можно больше заработать», — рассказывает она.

Косвенно это признал и глава американского Минздрава. Страна, где у врачей самые большие доходы, в мире по уровню оказания медпомощи лишь на 37-м месте.

«Американское население страдает от серьезных сопутствующих заболеваний. Это делает многих наших граждан, в частности афроамериканцев, меньшинства, особенно подверженными риску. Это печальное наследие нашей системы здравоохранения, с которым мы, безусловно, должны что-то сделать», — сказал министр здравоохранения США Алекс Азар.

Но пока, очевидно, придется помочь больницам, многие из которых оказались на грани банкротства. Без главных источников дохода — лечения онкологических больных, кардио- и пластической хирургии — суммарные убытки отрасли приближаются к двумстам миллиардам долларов.

«Все наши ресурсы уходят на пациентов с COVID, это не приносит нам прибыли. Наши больницы столкнулись с тяжелейшим кризисом в истории», — сказал  президент Ассоциации американских больниц Рик Поллак.

Усугубить кризис могут судебные иски. Родственникам тех, кого не смогли спасти от коронавируса, уже предлагают свои услуги юристы.

Читайте также: