Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
16 июня 2020, 18:30

Претенденты на звание города трудовой доблести: Саратов и Самара


Отдавая дань героям войны, важно не забывать, что свой неоценимый вклад в Победу внесли, конечно, и труженики тыла. Все те, кто дни и ночи напролет, порой без сна и отдыха, работал, снабжая наши войска оружием, продовольствием и всем необходимым. Как жители Саратова, где под вражескими бомбардировками работали десятки заводов. Или Самара, носившая в те годы название Куйбышев, где выпускали знаменитый штурмовик Ил-2. Оба эти города претендуют на новое звание «Город трудовой доблести».

«Я хочу делать самолеты» — так он заявил в отделе кадров Саратовского авиационного завода. Владимиру Герасимову тогда было всего 12. В войну такие же, как и он, мальчишки вставали у станков вместо ушедших на фронт взрослых.

«Не спали, полуголодные. Были случаи, когда идешь по коридору, в туалет, например, а другой тебе навстречу с закрытыми глазами идет, спит на ходу», — рассказывает труженик тыла Владимир Герасимов.

Смены для детей не больше четырех часов были только на бумаге. Каждый трудился, пока не выполнит норму. Многие не покидали рабочих мест даже во время воздушных тревог.

В Саратове формировались различные армейские подразделения, было несколько военных училищ. Однако в качестве целей авиация противника выбирала именно заводы. Прежде всего авиационный, нефтеперерабатывающий, а также его хранилища. На карте в музее нефтеперерабатывающего завода красными точками отмечены места попаданий бомб. В 1943-м предприятие практически полностью сравняли с землей.

«Налет немецких самолетов каждый вечер, в шесть часов. Все время прятались. Это невыносимо страшно», — вспоминает труженик тыла Римма Понукалина.

Через Саратов шла помощь защитникам Сталинграда. Основные железнодорожные магистрали к нему через полгода после начала войны были захвачены врагом. Советское руководство приняло решение о строительстве нового пути вдоль Волги. Тысячи рабочих были переброшены с БАМа на его возведение. 

Первые составы в Сталинград по этому пути отправились уже в сентябре 1942-го. В осажденный город перебрасывались войска, техника, продовольствие и горючее. Через пару недель по этой дороге будут ходить поезда и из Куйбышева. Такое название носила Самара до конца прошлого века. В войну город называли запасной столицей Советского Союза. Осенью 1941-го, когда немцы вплотную подошли к Москве, сюда, за Волгу, эвакуировали правительство страны.

Через год в центре Куйбышева построят так называемый бункер Сталина — бомбоубежище для высшего руководства страны. Здесь личный кабинет, напротив — комната для совещаний. Для многих москвичей будут знакомы эти своды. Они оформлены точь-в-точь как у станции метро «Аэропорт». Вопреки легендам, Сталин здесь никогда не бывал. Бункер же и сейчас не просто музей, а действующее бомбоубежище.

За Волгу в начале войны отправляют и сотни предприятий. На окраину Куйбышева, к недостроенным еще корпусам привозят оборудование и рабочих авиационных заводов из Москвы и Воронежа.

«Мы устанавливали оборудование и тут же возводили крышу», — рассказывает труженик тыла Владимир Мосолов.

Не хватает деталей и материалов, но для фронта нужно больше самолетов. В декабре 1941-го Сталин присылает телеграмму директорам заводов с требованием немедленно увеличить производство. Через восемь дней конвейеры заработали на полную мощность. Ил-2 станет самым массовым самолетом Великой Отечественной войны. На Куйбышевских заводах выпустят больше 30 тысяч этих крылатых машин. 

Смотрите также
Показать еще

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей