Глава «Ростелекома» рассказал президенту о планах подключения 97% домохозяйств за 10 лет
Результаты работы компании «Ростелеком» — крупнейшего в нашей стране провайдера цифровых услуг — в условиях коронавируса обсудили Владимир Путин и глава компании Михаил Осеевский. Встреча прошла 5 августа в Кремле. Президент отметил, что одно из главных детищ «Ростелекома» — портал «Госуслуги» — оказался важным инструментом для граждан в непростое время пандемии: оформить заявления на выплаты, льготы, оставить заявку на кредит.
В деревне Еманча, что в 35 километрах от Воронежа, интернет в домах появился только в конце июля этого года. Особенно непросто в пандемию пришлось учительнице местной школы, Юлие Маркиной — для того, чтобы позаниматься с учениками онлайн, приходилось ездить в кафе в другую деревню, ну или работать на улице у столба, на котором установлен роутер, раздающий интернет на 100 метров вокруг.
«Ничего не могли сделать толком, ни фильм посмотреть, ни с учениками, вот сейчас тоже дистанционная работа пошла, занятия. Все ходили на почту, чтобы платить там что-то, штрафы, «Сбербанк», а теперь все можно делать из дома», — рассказывает Юлия Маркина.
Цель крупнейшего в России провайдера цифровых услуг «Ростелекома» — чтобы к 2030 году у 97% всех российских домохозяйств был доступ к интернету. О том, как идет эта работа, глава компании доложил президенту.
«У вас свыше 157 тысяч сотрудников работает, армия целая. И вы крупнейший, самый активный партнер государства по цифровизации экономики, работаете по отраслям, создаете отраслевые цифровые платформы. Давайте обо всем этом поговорим», — начал беседу президент.
«Перед нами поставлены новые задачи в рамках так называемой программы устранения цифрового неравенства. Я напомню, это программа подключения небольших населенных пунктов. В соответствии с Вашим поручением снижена граница попадания в эту программу с 250 до 100 человек, и это позволит дополнительно еще более пяти тысяч населенных пунктов подключить в ближайшие годы. Более того, кроме доступа в интернет, в этих поселках будут устанавливаться и станции сотовой связи. Такой запрос давно был у граждан», — рассказал Михаил Осеевский.
Конечно же, пандемия показала, какую незаменимую роль в современном мире играют электронные услуги. Через интернет можно было сделать почти все: и в магазин сходить онлайн, и ипотеку взять, и даже оформить положенную от государства помощь, например, пособия на детей или по безработице.
«Портал «Госуслуги» — это ведь тоже ваша работа. Знаете, был небольшой сбой в работе, связанный с тем, что работа в условиях пандемии приобрела в электронном формате такой массовый характер, которого никто не ожидал — по некоторым сервисам. Я знаю, что в конечном итоге компания справилась с этим. И у вас, по-моему, в условиях этой пандемии чуть ли не 40% персонала работало в удаленном режиме? И все получилось?» — спросил Владимир Путин.
«Да, Владимир Владимирович. Во время пандемии действительно через портал был реализован целый ряд достаточно крупных и значимых проектов: социальные выплаты семьям с детьми, получение информации о гражданах», — пояснил глава «Ростелекома».
«Он подзавис в какой-то момент, да?» — уточнил глава государства.
«Да. Но в то же время стало очевидно, что уровень и архитектуры, и производительности портала уже не соответствуют масштабу тех задач, которые необходимо решать. Поэтому мы по поручению правительства уже приступили к созданию нового варианта, новой версии портала государственных услуг», — сообщил Михаил Осеевский.
Еще один важнейший проект компании — развитие базовой телекоммуникационной инфраструктуры на Дальнем Востоке. По дну Охотского моря были проложены волоконно-оптические линии связи до Сахалина, Магадана, Камчатки, Курильских островов — там везде теперь есть высокоскоростной интернет. В планах — подключение Чукотки.
«Видим дополнительные возможности в работе на международных рынках. Растет объем трафика в мире, объем информации, и Россия может предоставить самый простой и надежный способ передачи из Европы в Азию. В связи с этим мы начинаем большой проект прокладки современной высокоскоростной линии от западных границ России до Владивостока и затем подводный кабель в Гонконг и в Японию. Проект масштабный, объем инвестиций составит приблизительно 40 миллиардов рублей. Половину емкостей этой линии планируем использовать для наших внутрироссийских нужд, а половину использовать для передачи международного трафика. Важно, что в строительной части, она пройдет практически по всей территории России, будут активно использоваться предприятия малого и среднего бизнеса, то есть строительные работы везде будут силами региональных участников реализовываться. Это, конечно, хорошая поддержка в сложных условиях», — рассказал руководитель компании.
«Срок окупаемости совсем приятный для слуха и для глаза. И для инвесторов потенциальных», — отметил Владимир Путин.
«Пять лет, да. Это связано с тем, что спрос действительно большой, а по России самый короткий путь», — сказал Михаил Осеевский.
Велик спрос в это непростое время, конечно же, оказался и на проекты «Ростелекома» по цифровизации российского здравоохранения: это и электронные запись, назначения, рецепты, истории болезней. Впрочем, пандемия показала: здесь тоже есть еще над чем работать, как и в ситуации с дистанционным обучением и цифровой средой образования.