Ушел из жизни актер, режиссер, политик Николай Губенко
Печальная новость. Не стало народного артиста РСФСР Николая Губенко. Соболезнования родным и близким актера, режиссера и сценариста выразил Владимир Путин. Дебют в кино в 23. Потом было множество ролей, режиссерские работы. Губенко никогда не следил за конъюнктурой, рассказывая только то, что важно зрителю и ему самому.
До своего 79-летия он не дожил всего один день. Но изучая биографию Николая Губенко, понимаешь, хватило бы на несколько жизней. Как актер он подарил зрителям десятки ярких ролей в кино и театре, как режиссер поднимал в своем творчестве самые сложные вопросы, как политик был тверд и бескомпромиссен. В жизни спокойный, сдержанный, не терпел пошлостей и пустых фраз, словно всегда всматривался в саму суть вещей: «Мы часто уже сейчас раздаем такого рода эпитеты, как гениальный, талантливый, выдающийся, а на посмертные хвалы уже не хватает слов».
Первая роль молодого Губенко в кино «Застава Ильича». Этот фильм стал настоящим символом эпохи «оттепели». Потом играл у Кончаловского в «Дворянском гнезде», у Бондарчука в знаменитом «Они сражались за Родину».
Губенко было мало только актерской работы, он пробует себя в режиссуре и создает удивительные, полные тонкого психологизма картины. Его «Подранки» о семье, творчестве, о времени вошли в основную программу Каннского кинофестиваля и получили приз «Бронзовый Хьюго» в Чикаго.
Николай Губенко тесно дружил с Владимиром Высоцким. Они вместе по очереди играли песни на квартирниках, в память о друге Губенко ставил спектакли и начинал словно говорить, петь голосом самого Высоцкого: «Мы играли одни и те же роли, мы были хорошими товарищами, были приязнены друг другу».
Театр для Николая Губенко – особая страсть. Таганка стала его домом на многие годы. Сначала это была история неразлучной семьи, он был здесь актером, а в последствии главным режиссером: «Я понимал, что для театра выбор Губенко, товарища по профессии, актера, который начинал этот театр вместе со всеми. Не безоснователен, потому что все мы в 64-м году вместе с Любимовым начали поиск, в каких-то иных направлениях, не присущих прежде нашему театру».
В 1993 году у труппы произошел конфликт с вернувшимся после эмиграции Юрием Любимовым. Большая часть труппы ушла в новый театр, расположившиеся в соседнем здании «Содружество актеров Таганки», и его возглавил Николай Губенко. Он всегда говорил, этот театр существуют исключительно ради зрителя и благодаря зрителю: «Сейчас такой темп и ритм жизни, смена картинок, что людям надо остановиться и поразмышлять».
Будто бы находящийся в вечном поиске Николай Губенко, в 90-х приходит в политику со своими культурными проектами. При Горбачеве он стал последним министром культуры СССР, это он, например, лично встречал Ростроповича, вернувшегося из эмиграции. Губенко дважды избирался в Госдуму, А последние 15 лет был депутатом Мосгордумы. В этом калейдоскопе ролей, постановок, проектов Николай Губенко держался за одного человека, жену Жанну Болотову, знаменитую актрису кино, они были неразлучны больше полувека. Однажды нашему каналу удалось спросить Николая Губенко о самом важном в его жизни, и вот что он нам ответил: «Жена, и работа , больше ничего, и родина, ну это уж слишком высоко , что не надо произносить, надо просто знать это и чувствовать, и больше ничего».