В Нижегородской области на стене металлургического завода появилась работа художника Эрика Булатова
Перенести творчество в реальное пространство и создать одну из самых масштабных работ в жанре уличного искусства. Все это решил сделать легендарный Эрик Булатов, которого называют основателем соц-арта. В Нижегородской области прямо на стене металлургического завода появилась огромная фреска, соединившая две картины мастера.
Выкса. Путь в городок словно паломничество. Дорогой железной, автомобильной, в ожиданиях. Моногород металлургического завода. Где арт-объекты размером с дома. И художники с мировым именем. На интервью Эрик Булатов выходит, споря с вдохновением. Рисунком мастер не доволен: «Ну вот у меня новый блокнотик, но я его как-то не очень осваиваю»
– Почему это окно, что вас там остановило.
– А мне вот очень нравится вот эта масса золотого сияния. И в этом городе, по отношению к заводу, такой контраст, мне это нравится.
«Не прислоняться». С пейзажами Булатов поступает вот так. На одном полотне иллюзия: лирический образ из массовой печати и идеология: шрифт советского плаката. Плоскость холста спорит с воображаемым пространством. Непонятый в советское время, художник уезжает в Париж. Полотна, на которых таможня ставит печать: «художественной ценности не имеет», уже через несколько лет уходят на аукционах за миллионы долларов. Эрик Булатов — единственный российский художник, который выставлялся и в Лувре, и в Помпиду. Живой классик. Национальное достояние. Теперь его называют – основатель соц-арта, поп-арта по-русски: «Там на Западе товары, здесь это были лозунги. И то, и другое, не все на свете. Это социальное пространство, которое ограничено полюсами, а свобода находится за этими границами, оттуда и свет идет, кстати».
Границы очерчены черным по белому. С собой в Выксу Булатов привез новую работу. В ней история страны: «Фраза сама по себе — уже спектакль. Борьба черного и белого, борьба за пространство. Вдруг выскакивает вот эта Г, отелось выразить этот выстрел, как рука с револьвером».
Выкса превращается в музей под открытым небом. А стены металлургического завода в холсты. Для Эрика Булатова это новый этап творчества, погрузить рисунок в реальное пространство. Серый фасад расписывали 20 суток. Фреска, или ее эволюция в стрит-арт с новым названием «Мурал». Или Картина.
– Как скажете, так и будем называть.
– Ну вот в сущности, это ведь две мои картины взяты в основе, но увеличены и перенесены на стену. Что это значит, они перестали быть картинами? У меня все-таки два на два метра картины, а там, слава Богу, 20. Невероятно! Какое впечатление будет производить, какой будет заряд энергии, часто увеличение расслабляет картину.
Фреска объединила две живописные работы мастера. «Стой-Иди», ей уже 45 лет, и «Амбар в Нормандии», сравнительно недавняя. Две с половиной тысячи квадратных метров. Масштаб позволяет увидеть себя и внутри ситуации, и со стороны.
Все работники, думаю, уже переосмыслили. Это какой-то выбор. Я выбрал «идти», – делится Вадим Наумов, начальник смены трубо-элетктросварочного цеха.
На открытии потрясенные зрители расходились в тишине. Еще и в темноте, тут постарались организаторы. К такому зрелищу надо подготовиться. Он хоть и музей, но все-таки завод. По Булатову: противоположности дополнили друг друга.