Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
5 октября 2020, 09:22

В Нижегородской области на стене металлургического завода появилась работа художника Эрика Булатова

Перенести творчество в реальное пространство и создать одну из самых масштабных работ в жанре уличного искусства. Все это решил сделать легендарный Эрик Булатов, которого называют основателем соц-арта. В Нижегородской области прямо на стене металлургического завода появилась огромная фреска, соединившая две картины мастера.

Выкса. Путь в городок словно паломничество. Дорогой железной, автомобильной, в ожиданиях. Моногород металлургического завода. Где арт-объекты размером с дома. И художники с мировым именем. На интервью Эрик Булатов выходит, споря с вдохновением. Рисунком мастер не доволен: «Ну вот у меня новый блокнотик, но я его как-то не очень осваиваю»

– Почему это окно, что вас там остановило. 

– А мне вот очень нравится вот эта масса золотого сияния. И в этом городе, по отношению к заводу, такой контраст, мне это нравится.

«Не прислоняться». С пейзажами Булатов поступает вот так. На одном полотне иллюзия: лирический образ из массовой печати и идеология: шрифт советского плаката. Плоскость холста спорит с воображаемым пространством. Непонятый в советское время, художник уезжает в Париж. Полотна, на которых таможня ставит печать: «художественной ценности не имеет», уже через несколько лет уходят на аукционах за миллионы долларов. Эрик Булатов — единственный российский художник, который выставлялся и в Лувре, и в Помпиду. Живой классик. Национальное достояние. Теперь его называют – основатель соц-арта, поп-арта по-русски: «Там на Западе товары, здесь это были лозунги. И то, и другое, не все на свете. Это социальное пространство, которое ограничено полюсами, а свобода находится за этими границами, оттуда и свет идет, кстати».

Границы очерчены черным по белому. С собой в Выксу Булатов привез новую работу. В ней история страны: «Фраза сама по себе — уже спектакль. Борьба черного и белого, борьба за пространство. Вдруг выскакивает вот эта Г, отелось выразить этот выстрел, как рука с револьвером».

Выкса превращается в музей под открытым небом. А стены металлургического завода в холсты. Для Эрика Булатова это новый этап творчества, погрузить рисунок в реальное пространство. Серый фасад расписывали 20 суток. Фреска, или ее эволюция в стрит-арт с новым названием «Мурал». Или Картина.

– Как скажете, так и будем называть. 

– Ну вот в сущности, это ведь две мои картины взяты в основе, но увеличены и перенесены на стену. Что это значит, они перестали быть картинами? У меня все-таки два на два метра картины, а там, слава Богу, 20. Невероятно! Какое впечатление будет производить, какой будет заряд энергии, часто увеличение расслабляет картину.

Фреска объединила две живописные работы мастера. «Стой-Иди», ей уже 45 лет, и «Амбар в Нормандии», сравнительно недавняя. Две с половиной тысячи квадратных метров. Масштаб позволяет увидеть себя и внутри ситуации, и со стороны.

Все работники, думаю, уже переосмыслили. Это какой-то выбор. Я выбрал «идти», – делится Вадим Наумов, начальник смены трубо-элетктросварочного цеха.

На открытии потрясенные зрители расходились в тишине. Еще и в темноте, тут постарались организаторы. К такому зрелищу надо подготовиться. Он хоть и музей, но все-таки завод. По Булатову: противоположности дополнили друг друга. 

Читайте также: