Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 октября 2020, 09:00

В центре внимания СМИ остаются заявления Владимира Путина на заседании Валдайского форума

В центре внимания остаются заявления Владимира Путина, сделанные во время встречи с участниками дискуссионного клуба «Валдай». Эксперты из разных стран, беседа длиной в несколько часов и множество вопросов на самые разные темы. Пандемия и то, как Россия справляется с этой мировой угрозой, глобальное потепление, санкции и попытки некоторых стран диктовать свои условия другим, договор СНВ-3, возможность военного союза с Китаем.

Три часа разговоров с президентом. Пусть на расстоянии. Но плотное и детальное общение, как и принято в дискуссионном клубе «Валдай».

– Вот мне показалось, что в общем была предложена фактически целая, целое мировоззрение политическое. Вот. Взгляд на совокупность проблем. И во всех, и подходы к, от Нагорного Карабаха до ДСНВ-3, везде чувствовался определенный стиль. Стиль, который опирался на стремление к стабильности в мире, к устойчивому развитию, к соблюдению баланса, – говорит Андрей Быстрицкий, председатель совета фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай».

И хотя тема заседания международного клуба в этом году – мир новых возможностей. Некоторые европейские эксперты ностальгировали. Вспоминали речь Путина в Мюнхене в 2007. Президент заметил, что то, о чем он говорил, это реалии современной Европы: «Я сказал, что недопустимо, когда одна страна перемещает за рамки своих национальных границ свое право и пытается подчинить этому регулированию другие государства. Ну так примерно, примерно. А что сейчас происходит? Разве не западноевропейские лидеры говорят о том, что недопустимы вторичные санкции и распространение американской юрисдикции на деятельность европейских компаний? Вот если бы они, у них хватило мужества прислушаться к тому, что я говорил, и попытаться хотя бы изменить ситуацию аккуратно, не разрушая атлантической солидарности, там, и каких-то структурных схем в НАТО там и еще там где-то. Тогда это наших партнеров в Европе вроде как не касалось, и, ну и все так смотрели на это, спустя рукава, значит. Или как, или как говорил Виктор Степанович Черномырдин, такого никогда не было и вот опять. Ну вот опять происходит то, что происходило тогда. Я говорю, что это вредно для всех, в том числе и для тех, кто проводит или пытается проводить такую политику исключительности. Потому что ну это же, вот это реально разрушает же отношения и взаимодействия между Европой и США. Значит, в конечном итоге наносит ущерб самим США».

По словам Путина, Америка, может, и хороший тактик, но плохой стратег. Это касается давления на Европу. А нежелание США продлевать договор СНВ-3 – откровенная угроза глобальной стабильности: «Вопрос. Что лучше: сохранить действующий договор как он есть и начать все-таки предметно об этом говорить в течение года, постараться найти какой-то компромисс. Или утратить этот договор и оставить и нас, США и Россию, и весь мир вообще практически без всякой правовой базы, ограничивающей гонку вооружений. Я думаю, что второй вариант гораздо хуже первого. На мой взгляд, он просто неприемлем. Но я говорил и хочу еще раз подчеркнуть. Мы не цепляемся за этот договор. Если наши партнеры решат, что он не нужен, ну хорошо, так тому и быть, мы же не можем их удержать. Наша безопасность. Безопасность России от этого не пострадает».

Необычный вопрос задали Путину эксперты валдайского клуба из Китая.

– А можно ли вообразить военный союз Китая и России?

— Вообразить все можно. Но мы всегда исходили из того, что наши отношения достигли такой степени взаимодействия и доверия, что, что мы, в общем, в этом не нуждаемся. Но теоретически вполне можно себе такое представить. Мы проводим регулярные военные мероприятия совместно, учения. И на море, и на земле, и в Китае, и в Российской Федерации. Поэтому, ну, посмотрим. Во всяком случае, во всяком случае мы довольны тем, как складывается, сейчас складываются отношения между Россией и Китаем в этой сфере. У нас, к сожалению, появляются там и новые угрозы. Вот, например, намерение и заявление наших американских партнеров о возможности размещения ракет средней и меньшей дальности в Азиатско-Тихоокеанском регионе нас, конечно, не может не настораживать, и без всякого сомнения мы вынуждены будем что-то предпринимать в ответ, – ответил Владимир Путин.

Вопрос, связанный с военным сотрудничеством России и Китая после выступления Путина цитировался сразу в нескольких американских СМИ.

– Мир действительно начинает резко меняться, коронавирус – это не шутка. Сейчас нужно искать новые выходы, Китай играет определенную роль. Путин, я скажу сейчас осторожно, но фактически договорился от том, что возможен военный союз между Китаем и Россией, это очень важное заявление, – комментирует Александр Рар, политолог, научный директор Германо-Российского форума.

Один из вопросов президенту был связан с молодежью. Путин рассказал, как сейчас поддерживают тех, в чьих руках будущее страны. Это и работа с волонтерством, понятие которого теперь закреплено в Конституции.

С чем совершенно точно предстоит бороться новому поколению, это с последствиями глобального потепления: «Мы часто говорим о том, что природа крайне уязвима перед человеческой деятельностью. Особенно по мере того, как эксплуатация земных ресурсов приобретает все более масштабный, глобальный характер. Но и человек по-прежнему не защищен от природных катаклизмов, многие из которых порождены именно антропогенным вмешательством. Кстати, по мнению ряда ученых, вспышки опасных болезней — это тоже ответ на такое вторжение».

Пандемия – еще одна тема. Президент сказал, что сегодня нет необходимости возвращаться к ограничительным мерам, которые были весной, в том числе потому, что «медицина сработала эффективно».

В чем особенность выступления Путина для Валдайского дискуссионного клуба, рассказал Дмитрий Песков во время программы «Большая игра» на Первом канале: «Чем определяется концептуальный характер выступления президента. Текущим моментом. Никогда мир еще в новейшей, новой истории не сталкивался с такими вызовами для глобального здравоохранения, с точки зрения пандемии. Для экономического кризиса, который носит поистине глобальный масштаб. Никто до сих пор не знает последствия этого экономического кризиса, как долго и каким образом из этого кризиса мы все будем выходить. Никто не знает, какой миропорядок будет выстроен».

Также Путин заметил, что международное сообщество в борьбе с коронавирусом сделало далеко не все, есть упущенные возможности. Иностранные эксперты клуба с ним согласились.

– Все эти процесс глобализации экономические финансовые, все, во что мы верили несколько месяцев назад, оказалось фейком. Потому что кризис, связанный с коронавирусом, показал, насколько разрознена Европа, насколько разделены государства там, – говорит Канчо Стойчев, президент Международной ассоциации Гэллала/Швейцария.

Уникальность общения президента с участниками валдайского клуба: никогда не знаешь, по какой теме эксперт задаст вопрос. Российскую экономику тоже не обошли стороной.

– И российский президент, и глава правительства, и представители российской власти в общем выражали оптимизм по поводу, как Россия справляется с кризисами, связанными с коронавирусом и по поводу того, что базовые экономические показатели страны, инфляция, темпы экономического роста, они внушают уверенность, – комментирует Станислав Ткаченко, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, приглашённый профессор Ляонинского университета.

– Президент демонстрировал кооперативный дух, готовность, несмотря на все расхождения, несмотря на все проблемы, даже иногда на раздрай, который существует по тем или иным вопросам. Идти на то, чтобы говорить, договариваться, находить решение, – считает Анатолий Торкунов,ректор Московского государственного института международных отношений.

Конечно, договариваться, находить решения получается далеко не со всеми. Особенно сложно с теми, кто постоянно нарывается на диалог лишь на языке санкций: «Хочу сказать тем, кто еще ждет постепенного затухания России, нас беспокоит только одно: как бы не простудиться на ваших похоронах».

Пока одни ждут, другие будут искать компромиссы между развитием природы и сохранением экономики. Обеспечивать доходы людей, семей. Поддерживать баланс интересов мировых и государственных. Много. Напряженно. Работать. И находить иногда время для вот такой дискуссии с экономистами, политологами, экспертами со всего мира.

– Владимир Владимирович, вы в своем выступлении сказали, что вы не скучаете по холодной войне. А по чему-нибудь вы скучаете?

– Ну, по детям. Я редко вижу их. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей