Первый полет совершил российский пассажирский лайнер МС-21 с полностью отечественными двигателями
У России теперь есть свой новейший среднемагистральный лайнер с отечественным двигателем мирового уровня ПД-14. Он — под крыльями МС-21, который сегодня совершил первый полет в Иркутске. Впереди еще длительные испытания. Но уже сейчас можно сказать, ПД-14 экономичен, экологичен и уровень шума у него низкий. А значит, дополнительный комфорт пассажирам. В конструкции двигателя композиты, уникальные сплавы. А еще на его базе много чего создают.
Все, кто сегодня сопровождал самолет МС-21, пока его выкатывали из ангара, наверняка запомнят каждый свой шаг по летному полю. Шаг и для человека не то чтобы маленький, а для авиастроения — просто гигантский скачок.
Раскручиваются турбины, самолет выруливает на полосу, разбег, отрыв и вот он, звук новых двигателей ПД-14. Полет по плану — чуть меньше 1,5 часов. После посадки на заводском аэродроме в Иркутске поздравления, только что без объятий, времена все-таки в эпидемиологическом смысле не те, а вот момент самый что ни на есть праздничный — сегодня впервые за три десятка лет самолет поднялся в воздух благодаря тяге новых полностью российских гражданских двигателей. И это событие, говорит вице-премьер Юрий Борисов, он курирует военно-промышленный сектор, переоценить трудно.
«Сегодняшний полет доказал, что российские инженеры, конструкторы, авиастроители, двигателестроители способны создавать конкурентоспособную, высокотехнологичную продукцию. Спасибо им за это», — сказал вице-премьер.
МС-21 — среднемагистральный узкофюзеляжный самолет на 163 или 211 мест в зависимости от компоновки. Дальность полета — шесть тысяч километров. К слову, фюзеляж самый широкий в классе — чуть больше четырех метров, а значит, лайнер и комфортнее, и груза может взять больше. Лайнер сразу разрабатывался под возможность установки разных двигателей — американских Pratt&Whitney или отечественных ПД-14 — по желанию заказчика. Но зная реалии современной мировой кооперации, российская силовая установка — это еще и страховка для проекта. Ведь трения с партнерами уже возникали.
«Как выразился наш президент, хамское поведение американцев, когда они по сути дела прекратили сотрудничество с нами по поставке композитных материалов, нам просто не дали другого пути, кроме как идти по пути импортозамещения. Мы сегодня на практике доказали, что основной агрегат самолета, который, собственно, и определяет его потребительские характеристики, это вполне по силам нам продукт», — отметил Юрий Борисов.
Продукт, который соответствует всем международным требованиям — и по уровню шума, и по экономичности — как раз то, за что ругали советские гражданские лайнеры МС-21, уверены эксперты, сможет на равных конкурировать с Boeing и Airbus, и в первую очередь благодаря новой силовой установке.
«Это огромный, тяжелый, наукоемкий и очень высокотехнологичный продукт, и то, что у нас появился двигатель такого класса, это невероятный успех. Я скажу, что вообще стран, которые умеют производить подобные двигатели, единицы, можно сосчитать буквально по пальцам одной руки. И это означает, что Россия в своих технологиях находится в этом элитарном клубе и нам есть чем гордиться», — сказал авиационный эксперт Роман Гусаров.
При этом Россия, конечно, не отказывается от международного сотрудничества в авиастроении, это всего лишь нормальная в глобальном мире практика. Но с оглядкой на ненормальные привычки членов клуба менять на ходу правила и вставлять палки в колеса, ну, или применительно к самолетам — в шасси. То есть обстоятельства диктуют жизнь по принципу «хочешь сделать что-то хорошо, будь готов сделать это сам».