Последние почести отдали в московском театре «Современник» народному артисту Валентину Гафту
В Москве в театре «Современник» простились с Валентином Гафтом. Великий артист, поэт и философ — честный и острый. Его эпиграммы били наотмашь, но — парадокс — те, кто их удостоились, этим даже гордились. Роли Гафта глубокие, многогранные, мощные, как он сам.
Театр «Современник», которому Валентин Гафт посвятил больше полувека, его друзья и коллеги называют теперь осиротевшим. Они вспоминают, как Гафт сложно и нервно относился к каждой роли. Перфекционист мог часами пересматривать свою игру на экране, выискивая ошибки. Когда в телеинтервью его называли выдающимся артистом, просил вырезать. Когда его спрашивали, как сам оценивает личный вклад в искусство, смеялся.
«Идет первая моя картина «Сирота казанская». Первым на площадку появился, посмотрел кино, говорит: «Я мог бы лучше сыграть». Всегда у него было такое впечатление, что он мог бы лучше, но мы его убедили, что лучше сделать не смог бы никто», — вспоминает художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, народный артист РФ Владимир Машков.
«Он был невероятно парадоксален, он мог начать обсуждение какой-то пьесы с похвалы и закончить тем, что ее брать ни в коем случае нельзя, и из этого, из этого парадокса он был весь. Это было большим счастьем — находиться рядом с ним на сцене», — говорит народный артист РФ Сергей Гармаш.
«У него нет зависти ни к молодости, ни к чему-то другому. Мне кажется, что эта плеяда, конечно же, больших артистов, огромных, титанов, на опыте которых мы учились, смотрели на них, она уходит, к сожалению. Валентин Иосифович один из самых последних, достойных», — сказал народный артист РФ, художественный руководитель Государственного Театра Наций Евгений Миронов.
Валентин Гафт рассказывал: решил стать артистом, когда показалось, что проще работы, чем выйти на сцену и сказать «кушать подано», быть не может. В школьном кружке ему долго не давали ролей, а потом доставались женские. Вспоминал, как удивился, когда его не выгнали после первого тура в Школе-студии МХАТ. А на первой своей премьере перепутал диалоги и едва не упал с балкона в оркестр. Серьезность страшнее глупости, говорил Гафт. И, возможно, поэтому близкие друзья не обижались на его колкие и едкие эпиграммы.
«Он был очень большим философом, очень большим поэтом. Особенно в последние пару десятилетий очень ярко прозвучали его стихи. А наше дело — читать его стихи и показывать его фильмы и спектакли с его участием нашим детям, нашим внукам», — сказал народный артист РФ Александр Розенбаум.
«Конечно, таких актеров больше никогда не будет, актеров с большой буквы, очень жаль», — сказала народная артистка РФ Елена Яковлева.
Эльдар Рязанов сделал его киноартистом, говорил Гафт. При этом считал себя случайным человеком у режиссера. На роль председателя кооператива Сидорина в фильме «Гараж» Гафта сначала брать не хотели, слишком болтлив, говорил Рязанов. В перерывах между прослушиваниями Гафт стал молчать как рыба. И был утвержден.
Из сотен его ролей все же главной называют роль Валентина Гафта. Для миллионов зрителей ставшего кем-то большим, чем просто актер. Ставшего родным.