Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
14 апреля 2021, 21:12

Итоги работы Русского географического общества обсудили на заседании попечительского совета

Сегодня говорили о важнейших проектах развития, в том числе в Арктике, и об исторических экспедициях. Среди них — обнаружение затонувшего советского теплохода «Армения» у берегов Крыма. 

На кадрах довоенной хроники он выходит из порта под ликование провожающих. А это съемки прошлого года с места трагедии, которая на шестом месяце войны за минуты унесла тысячи жизней. Рында, фрагмент капитанского мостика, палубы, пассажирские и технические отсеки — сохранилось многое. И это необходимо изучать детально.

Что называется, с корабля на встречу Русского географического общества с информацией о крупнейшей трагедии на море за всю историю России – гибели теплохода «Армения», который не могли найти 80 лет. Теперь благодаря РГО можно воссоздать картину катастрофы с человеческими историями.

— С. Шойгу: В ноябре 1941 года фашистская авиация потопила судно, на котором из осажденного Севастополя и Ялты эвакуировали раненых солдат и мирных жителей. По разным данным, погибли от 4,5 тысячи до 10 тысяч человек. Это одна из крупнейших трагедий на море за всю историю России. 80 лет никто не знал точного места гибели теплохода. В прошлом году специалисты Министерства обороны, Центра подводных исследований РГО нашли и идентифицировали «Армению».

В прошлом году РГО исполнилось 175 лет, но заседание пришлось провести на удаленке. Нынешняя встреча – повод поделиться результатами, а исследований сегодня проводится даже больше, чем в советские годы. Только за последние 10 лет, с момента, когда был создан Попечительский совет, который возглавил Владимир Путин, РГО организовало больше трех тысяч экспедиций – от краеведческих походов до кругосветок.

Величественный Императорский зал Института стран Азии и Африки. Здесь проходит заседание попечительского совета Русского географического общества. Перед началом тут организовали выставку, посвященную неизученным уголкам нашей большой страны. Вот, например, свидетельства освоения Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Большой пласт работы – исследование Арктики. В прошлом году экспедиции РГО прошли по трассе Северного морского пути и обнаружили стоянки русских мореходов начала XVII века, затонувший в 1934-м пароход «Челюскин». Ученые подняли вопрос сохранения таких объектов. 

— П. Филин: Тот же "Челюскин" – очевидный объект национального значения – не стоит как памятник культуры и не может быть поставлен на учет как объект культурного наследия. Полномочия постановки на учет переданы субъектам Российской Федерации, а субъекты не могут осуществлять деятельность на акватории морей, и получается замкнутый круг. В Государственной Думе два года лежит проект закона, который позволит частично решить данную проблему, но за два года он прошел лишь одно чтение.

— В.Путин: Действительно, это проблема, которая требует решения, она носит и исторический, и научный характер. Прошу правительство и депутатов Государственной Думы над этим поработать и в ближайшее время принять соответствующие правила, оформленные законодательно.

В мае Россия станет председателем Арктического совета. В связи с этим на связь вышел шведский ученый и путешественник, а также член попечительского совета РГО Фредерик Паулсен с предложением к России организовать международную экспедицию вокруг Арктики.

— Ф. Паулсен: План – пригласить 10-15 исследователей самых разных направлений для проведения всесторонних наблюдений. Несколько мест на борту будут предоставлены студентам плавучего университета, организованного РГО. Это уникальная возможность организовать историческую экспедицию и одновременно отметить председательство России в Арктическом совете.

— В.Путин: Мы вчера, кстати говоря, с моим финским коллегой, с президентом Финляндии, говорили о работе в рамках Арктического совета. Несмотря на все сложности, которые мы сегодня переживаем на международной арене, исследование Арктики, внимание к Арктике остается неизменным. Шесть стран, которые являются членами Арктического совета, достаточно плотно работают в рамках этой структуры. И предложения, которые сейчас прозвучали, без всякого сомнения, интересны. 

В прошлом году российские школьники по снимкам со спутника нашли неизвестный ранее остров на Новой Земле. У региона большие перспективы освоения, половина арктической береговой линии раскинулось на территории России.

— В.Путин: Все активнее и активнее мы приступаем к хозяйственному освоению Арктики: Северный морской путь, движение по нему. Тоже вчера с некоторыми коллегами активно обсуждали этот вопрос. Россия занимается строительством самого мощного в мире ледокольного флота, в том числе таких гигантов, как «Лидер», которых еще никогда никто не строил. И повторяю еще раз: вчера только говорили о том, что в самое ближайшее время, в ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным.

Леонид Михельсон поднял тему освоения уже Южного полюса. Там в 2024 году должна заработать антарктическая станция «Восток», стройка которой идет не без трудностей: доставка оборудования и материалов в прошлом году сорвалась из-за поломки судна.

— В.Путин: Леонид Викторович, надеюсь, у вас все получится. Попрошу правительство вас поддержать.

— Л.Михельсон: Большое спасибо, Владимир Владимирович. Обязательно получится. После того, как Вы сказали, что попросите правительство – это уже точно.

Куда больше трудностей было на пути было у летчиков, которые во время Великой Отечественной по программе ленд-лиза перегоняли американские самолеты с Аляски в Сибирь. Для этой воздушной трассы за год в тундре и непроходимой тайге построили и оборудовали 26 аэродромов, где то и дело замерзали не только самолеты, но и импортная техника для их обогрева.

— С.Катков: Помогла русская смекалка. Обычный жестянщик с аэродрома «Зырянка» на Колыме изобрел свой обогреватель на дровах, который отлично работал и при минус 50.

— В.Путин: Перегоняли самолеты в исключительно тяжелых условиях. Сами американские летчики говорили, что их перегонять или летать в таких условиях могут только самоубийцы и русские. Это была героическая работа и героическая страница в истории Великой Отечественной войны, о которой мало, честно говоря, кто знает.

По ленд-лизу, отметил президент, поставлялось и продовольствие для фронта, и металл, боевая техника, автомобили. Эта помощь, правда, была не бесплатной — при развале Союза выяснилось, что России предстоит гасить этот долг до 2030 года. Но рассчитаться удалось в 2006-м.

— С.Катков: Кто-то говорит, что помощь союзников была определяющей, кто-то говорит, что они подключились достаточно поздно и мы, мол, и сами бы уже победили. Кстати, Владимир Владимирович, каково Ваше мнение на этот счет?

— В.Путин: Можно и нужно привести мнение тех, кто ковал и добывал Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Одна из ключевых фигур – это маршал Жуков. Он как раз, если мне память не изменяет, говорил о том, что если бы не поставки по ленд-лизу, то тогда пришлось бы повоевать еще год, а может быть, и два. А это значит дополнительные жертвы, дополнительные потери, дополнительные разрушения и так далее.

После заседания участники встречи расписались на глобусе первооткрывателей, где есть автографы Евгения Леонова, Валентины Терешковой. А теперь будет и подпись Александра Гинцбурга — главы центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, где была разработана первая российская вакцина от коронавируса «Спутник V».

Читайте также: