Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
3 сентября 2021, 21:30

Фестиваль Дианы Вишневой «Контекст» знакомит зрителей с яркими работами молодых и талантливых хореографов

В Москве и Петербурге проходит международный фестиваль современной хореографии «Контекст». Истории о знаковых, иногда трагических событиях, рассказанные языком танца. Сказки Шахерезады на новый лад.

Точно воссозданные костюмы последней правительницы Ирана и декорации «Русских сезонов» Дягилева. Сохраненные традиции и совершенно новое прочтение — не вечное, но вечное классическое искусство, об этом рассказывают самые яркие современные хореографы и Диана Вишнева — вдохновительница «Контекста».

"Тысячи и одной ночи" не будет. На сцене — новая Шахерезада. Это история жизни Фарах Пехлеви. Последней шахбану Ирана (титул по сути императрицы, который не присваивался там женщинам с седьмого века!). Время правления Фарах и ее мужа до сих пор называют золотым. Это при ней женщины Ирана получили право голосовать, это она восстановила разграбленные коллекции национального искусства, открыла своей стране Энди Уорхолла и даже сама позировала ему.

На сцене 50 лет ее жизни за 40 минут. Балет, в котором никаких пуантов. Эта Шахерезада танцует на каблуках или босиком.

«Это эротично. Дуэт начинается с того, что он снимает с нее обувь. Разоблачает ее из этих светских доспехов», — рассказывает хореограф Алексей Мирошниченко.

«Да. Голые ноги. Но это один момент. У меня семь переодеваний. Я и на каблуках, и в туфлях, драгоценностях, платьях. Там все считается секундами. Где-то не хватает места в закулисье, приходится пробираться и кричать: «Дорооогу!» — рассказывает основатель и арт-директор международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva Диана Вишнева.

В свое время Фарах считали иконой стиля! А за страсть к вещам от французских дизайнеров западные журналисты называли ее восточной Джеки Кеннеди.

Свадебное платье ей шил сам Ив Сен-Лоран, работавший тогда в «Диор». На коронации на ее голове было два килограмма драгоценных камней! В спектакле будут точные копии ее нарядов и украшений. Но главное — почти документально вся ее жизнь, рассказанная языком современного танца.

Еще один балет в рамках фестиваля — «Шут». Впервые в истории «Шут» был показан в Париже в 1921 году, т.е. ровно 100 лет назад, во время «Русских сезонов» Сергея Дягилева. На премьере артистам рукоплескали. Но после этот балет в русском балаганном стиле исчез со сцены. И вот впервые за столетие к нему обращается Пермский академический театр оперы и балета. Декорации и костюмы воссозданы точь-в-точь. А вот хореография, на основе, конечно же, музыки Прокофьева новая.

Новые танцы о старом представили и московские участники фестиваля. И вот про что их выступление.

«Любое, даже классическое искусство, видоизменяется и не может быть вечным», — отмечает хореограф Павел Глухов.

А коллектив из Эстонии привез в Москву постановку про нас с вами в пандемию. Они ничего не сочиняли, просто снимали жизнь в изоляции на смартфоны, а потом попробовали пересказать это на языке танца.

«Я попросил, пожалуйста, свои самые настоящие мысли — в любой форме: письменной, хотите петь, рисовать, танцевать — все, что происходит с вами как с людьми. Потом мы собрали эти видеодневники разного вида, и вышел такой коллаж из всех мыслей вместе», — рассказывает хореограф (Эстония) Рене Ныммик.

А иначе, кажется, и быть не могло. Ведь каждый танец на этом фестивале должен быть в контексте, в контексте современной жизни.

Читайте также: