Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
2 декабря 2021, 21:10

Защитить жизни людей потребовал президент на совещании о ситуации в угольной отрасли Кузбасса

Острый вопрос, что не так на российских угольных шахтах, что там снова и снова случаются аварии и гибнут люди, сегодня поставил Владимир Путин на совещании о ситуации в угольной отрасли Кузбасса. Повод — трагический. Оценки — жесткие. Спускаться под землю, где их в любую секунду ждет смертельная опасность, людей вынуждает система оплаты труда.

Уже неделя прошла с момента трагедии в шахте «Листвяжная» — 51 погибший, 88 пострадавших и сотни родных, которых объединила общая беда. Президент на совещании призвал сделать все, чтобы осиротевшие семьи шахтеров ни в чем не нуждались.

«Это общая беда и боль для Кузбасса и для всей страны, для всей России. Еще раз выражаю глубокие соболезнования, слова поддержки семьям, родным, близким погибших. Желаю скорейшего выздоровления всем пострадавшим Прошу правительство и местные власти внимательно относиться к каждому, кто столкнулся с бедой, родным и близким погибших и пострадавшим. Детально разобраться в каждом конкретном случае. Личные, семейные обстоятельства могут быть разными, хорошо об этом знаю по прежним трагическим событиям подобного рода. Здесь нельзя руководствоваться исключительно бумажными инструкциями», — подчеркнул президент.

Губернатор Кемеровской области рассказал о выплатах — и от региона, и по линии правительства, и от собственно шахты. Деньги семьи погибших и пострадавших уже получают. И несмотря на то, что 38 тел горняков все еще не подняты на поверхность, факт смерти, необходимый для выплаты компенсаций, установили решениями суда.

«Одновременно идет погашение кредитов всех банков. Мы все будем работать здесь, на шахте, пока не поднимем тело последнего шахтера. Я веду сам личный прием с каждым пострадавшим, за три дня 28 человек прошли через мой прием, за каждым человеком закреплен сотрудник соцзащиты Кузбасса в оперативном режиме, каждый день встречаюсь в 10 часов утра с родственниками погибших, объясняю им оперативную обстановку», — сообщил Сергей Цивилев.

Большинство пострадавших на днях должны быть выписаны из больниц — дополнительной медицинской помощи, по заверению местных властей, не требуется. Расследование причин случившегося только в самом начале, но есть уже предварительный вывод: взрыв смеси воздуха и метана. И кое-что еще.

«Уже сейчас можно утверждать, что гладко на шахте было все только на бумаге. А фактически оказались неисправны источники питания, датчики измерения метана, не проводились работы по модернизации системы определения местоположения персонала в горных выработках, сотрудники допускались в шахту без средств индивидуальной защиты, имелись случаи сокрытия показаний индивидуальных приборов контроля. При этом ответственные должностные лица предприятия не приостановили ведение горных работ», — сообщил генеральный прокурор РФ Игорь Краснов.

И вот в этот момент совещание свернуло в такое русло, что предполагает потом долгую память о разговоре — для некоторых его участников память довольно болезненную.

«Вот у меня вот соответствующий документ пришел из Следственного комитета, который, как известно, работает в рамках возбужденных уголовных дел. Все не буду здесь зачитывать, но ключевые вещи все-таки зачитаю: «Причиной аварии стало отсутствие контроля со стороны руководства шахты за производством работ по добыче угля, проводимых при повышенной загазованности метана. Уполномоченными сотрудниками Ростехнадзора в нарушение требований законодательства о постоянном контроле объектов первого класса опасности проверки на шахте также не проводились. Меры к приостановке работ не принимались. Установлено, что руководством шахты систематически принимались меры к Сокрытию фактов чрезмерной загазованности шахты метана. Результаты работы датчиков токсичных газов фальсифицировались. Решение о допуске шахтеров и подрядчиков к работам принимались по датчику, установленному на поверхности за пределами забоя шахты», — сообщил глава государства.

Президент предлагает прокомментировать услышанное сначала руководителю Ростехнадзора — тот обещает провести проверки и строго наказать виновных — а затем представителям собственников.

«За последние три года и девять месяцев 2021 года один миллиард 475 миллионов рублей было затрачено на вопросы, касающиеся промышленной безопасности охраны труда на шахте «Листвяжная». Еще раз хотел принести свои извинения и склонить голову, готов понести все наказания. Спасибо», — сказал генеральный директор акционерного общества Холдинговая компания «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев.

«Прокуратура и Следственный комитет дадут правовую оценку всем действиям всех должностных лиц. Я услышал то, что вы сказали. Михаил Юрьевич, совет директоров-то как-то следит за тем, что происходит в сфере безопасности или только деньги считает?» — спросил президент.

«Я не снимаю никакой с себя ответственности за происходящее. Это страшная трагедия. Это боль. На шахте существует, ну, как я считал, что существует трехступенчатый контроль, начиная от газоанализаторов на лампах. Вот потом сама система «Миком-3». Плюс переносные газовые анализаторы. И как было сказано уже, что, оказывается, человеческий фактор, он все это перечеркнул», — пояснил председатель совета директоров акционерного общества Холдинговая компания «СДС-Уголь» Михаил Федяев.

«Конечно, Следственный комитет, прокуратура, как я сказал, будут с этим разбираться подробно, и никаких огульных обвинений, наездов, как в народе говорят, никто допускать не будет. Но все-таки вот эти заявления или отчет, предварительный отчет работы Следственного комитета, когда говорится не принимались, принимались наоборот систематические меры к сокрытию фактов чрезмерной загазованности, фальсифицировались эти данные, ведь кто-то это делал. Зачем? Что мы побольше там добыть и на экспорт отправить. Зачем? Результат-то какой трагический. Теперь все сидим и все головы опустили», — сказал Владимир Путин.

Президент на совещании привел в пример трагедию 11-летней давности. Тоже в Кузбассе, только на шахте «Распадская». В результате аварии тогда погибли больше 90 шахтеров. И вроде выводы были сделаны.

«Речь тогда шла именно о системной работе по обеспечению безопасности на угледобывающих предприятиях. И сегодня проанализируем эти вопросы, но очевидно, что здесь потребуются и дополнительные шаги, в том числе экономического характера. Вот мне докладывали, естественно, после того как были приняты соответствующие решения в 2010 году, о том, что все поручения выполнены. Надо посмотреть, как они выполнены. Как выполнены, что конкретно сделано и как это сделано», — сказал президент.

Ревизии сделанного была посвящена значительная часть совещания — в профсоюзе работников угольной промышленности порядком накопилось претензий. Начиная с того, что представителей профсоюза просто не пускают на предприятия, и заканчивая инициативой ужесточить ответственность руководства и собственников шахт, которая просто растворилась где-то в недрах кабинетов.

«Вам докладывают, что было поручение проработать вопрос, по итогам проработки выработана позиция и нецелесообразности установления ответственности. Вот давайте мы с этого и начнем, если нецелесообразно устанавливать ответственность собственников за то, что там происходит, дальше вы правильно задали вопрос: как совет директоров следит за промышленной безопасностью? И что дальше происходит? Знаете, как вот чисто капиталистический подход, за прибыль удавлю всех», — сказал председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук.

Важная деталь — в правительственной справке в руках президента все 30 поручений по итогам совещания 2010 года числятся выполненными, но вот что об одном из них говорит министр энергетики Николай Шульгинов: «Хотел обратить внимание на один из пунктов, 27, он по форме написания он считается выполнен. Звучит он так, что внести проект постановления правительства Российской Федерации о создании на базе ОСГЧ национального учебно-тренировочного центра подготовки шахтеров и горноспасателей. Но он до сих пор не сдан в эксплуатацию. И, значит, это не позволяет проводить полный цикл подготовки шахтеров горноспасателей к проведению аварийных ситуаций».

Говорили еще и о том, что инспекторы технадзора получают буквально копейки и желающих идти на такую работу днем с огнем не сыскать. Или о том, что индивидуальные системы спасения нередко отказывают. И только в докладе министра труда были в основном общие слова из разряда что уже сделано и что еще предстоит. Могло даже показаться, что особых проблем по линии трудового ведомства у шахтеров как бы и нет. Ну и оценка не заставила себя ждать.

«Не могу сказать, что вы предоставили глубокий анализ. Я не удовлетворен вашим ответом», — сказал глава государства.

В общем, многим, кто сегодня принимал участие в совещании, есть теперь, о чем задуматься. И вот некоторые итоги этого довольного жесткого разговора: глава государства предложил изменить подход к оплате труда шахтеров — так называемая условно-постоянная составляющая хоть и должна быть на уровне 70% зарплаты, но сейчас трактуется существующими нормативными актами довольно широко. А это, по словам президента, влияет в конечном счете и на безопасность.

«Людям семьи кормить нужно — они рискуют. А мы все вместе должны создать такие условия, чтобы не было необходимости рисковать, вот в этом был смысл наших решений в 2010 году. Поэтому, безусловно, необходимо уточнить состав условно-постоянной составляющей в структуре плат за труд шахтеров, исключив из них выплаты, зависящие от выработки. Вот чего надо сделать. И здесь уже нельзя думать ни о доходах собственников, в том числе на экспорте, ни о других доходах. Думать о безопасности, о жизни людей нужно, вот что нужно поставить во главу принимаемых нами решений», — отметил Владимир Путин.

Шахты в Кемеровской области всю неделю проверяла специальная комиссия. Нарушения нашли — их больше 600 — но, по словам губернатора, ничего такого, что угрожало бы жизням шахтеров, так что о приостановке работы речь не идет. Впрочем, проверки теперь ждут все предприятия угольной отрасли страны. А правительство должно подготовить предложения по действительно качественному изменению ситуации.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей