50 лет назад умер Иосиф Сталин
50 лет назад закончилась эпоха сталинизма, начались масштабные перемены. На Крайнем Севере уже на следующий день после смерти вождя была остановлена одна из самых секретных строек того времени. Заключенные прокладывали в вечной мерзлоте железную дорогу, чтобы соединить Арктику с Большой землей.
После того, как техническую документацию 501 стройки рассекретили, специалисты смогли по достоинству оценить грандиозность проекта. Трансполярная магистраль должна была пройти вдоль всего побережья северных морей и обеспечить надежную связь между арктическими районами и Большой Землей. Строили этот северный БАМ в послевоенные годы репрессированные. Для них вдоль всей будущей дороги возводились лагеря.
Анатолий Омельчук, тюменский краевед: "По трассе от Игарки до Салехарда работало 75 таких лагерей, в которых содержалось 75 тысяч мужчин и женщин, по 4 километра в день сыпали насыпь на разных участках. Потом укладывали там рельсы".
Заключенные инженеры находили совершенно уникальные варианты для прокладки пути в условиях вечной мерзлоты, по горам Полярного Урала. И в феврале 1948 по рельсам, проложенным прямо по льду, прошел поезд. Для работы в летний период был заказан специальный паром в Америке, но в результате он не понадобился.
Стройку, которая длилась почти 6 лет, остановили на следующий день после смерти Сталина. Репрессированных вывезли на Большую Землю. А местные жители долгое время боялись ходить на эту дорогу, которую сразу прозвали "мертвой". Хотя сказать точно, сколько людей погибло на 501 стройке, никто не может, в период освоения газовых месторождений первопроходцы нашли несколько массовых захоронений.
Для завершения 501 стройки не хватило ста дней. Сейчас полуразрушенные участки полярной дороги, лагерные бараки показывают гостям, которые со всего мира приезжают посмотреть на один из самых секретных объектов сталинской эпохи.

