Первый канал начинает показ полной версии картины Никиты Михалкова «12»
Фильм, отмеченный специальным призом Венецианского кинофестиваля, российские зрители уже успели посмотреть в кинотеатрах. И вот теперь в эфире нашего канала - новый, расширенный вариант картины.
В неe вошли сцены, снятые специально для телевизионной версии. По словам создателей фильма - это позволило более ярко раскрыть характеры героев.
Репортаж Павла Краснова.
Казалось, их встреча продлится не дольше школьного урока, когда двенадцать присяжных заседателей уединились в спортивном зале школы, делящей здание с районным судом. Несложная задача - принять единогласное решение по рядовому уголовному делу.
Полутемное помещение, стол посередине, двенадцать стульев и двенадцать человек, решающих судьбу одного. В этой камерной обстановке развернется напряженная детективная драма - драма человеческих отношений, взглядов и судеб.
В том, что это ненадолго, уверены были все. Такое ясное, на первый взгляд, дело - чеченский подросток убил приемного отца, отставного российского офицера. Есть убедительные улики, есть свидетели.
Каково же будет их удивление, когда один из двенадцати вдруг проголосует против обвинения. Рука, поднятая против воли большинства, станет отправной точкой для поиска истины и пробуждения героев, не желающих поначалу тратить время на пустые разговоры.
Разбирая дело чужого для них человека и вникая в детали, за долгие часы, спрессованные в четыре экранных серии, героям придется пройти через жаркие споры, обиды и озарения, узнать друг друга, увидеть, то, что было скрыто от глаз, чтобы все-таки набраться смелости и изменить решение, которое сперва казалось таким простым.
События на съемочной площадке разворачивались так же, как на экране - чтобы правдоподобно передать, как меняются сами и меняют свое мнение герои фильма, все сцены снимали строго в хронологическом порядке.
Никита Михалков, режиссер: "Эту картину нужно было, что я и делал, снимать последовательно, ее нельзя было снимать сначала финал, потом начало. Были какие-то сдвижки, но это было очень незначительно, потому что развитие отношений, развитие сюжета - оно рождалось на площадке".
Во время съемок рождались даже сцены, которых не было в сценарии – как та, где впечатлительный герой Юрия Стоянова второй раз за фильм поменяет свое решение. Но блестящая импровизация не отменяет тщательной подготовки. Перед съемками актеры часами репетировали, изучая и обсуждая своих героев.
Сергей Гармаш, актер: "Мы просто собирались за столом, как это бывает в театре, читка пьесы, - вот так и мы собирались, читали, разбирались, и так готовились. Обменивались мнениями по поводу своих ролей, по поводу ролей своих товарищей, обсуждали каждый эпизод".
Режиссер Никита Михалков применил на съемках еще один непривычный для киносъемок прием - в зале одновременно работали четыре камеры, так, что актеры не знали, кого из них снимают крупным планом. Это неослабевающее напряжение заставило актеров со временем по-настоящему вжиться в роли.
Алексей Горбунов, актер: "Самый уникальный момент, когда актер перестает быть актером, он там пытается быть человеком вот в этих обстоятельствах. И там, на вторую неделю съемок, скажем, я приходил вот с ощущением, что сейчас мы будем сидеть 15 часов и абсолютное ощущение было, как будто бы я - один из присяжных".
По сравнению с экранной версией, телевизионный фильм объемнее раскроет характеры героев. В полной версии появятся сцены, объясняющие то, что в фильме осталось недосказанным.
Никита Михалков, режиссер: "Это как раз некая расшифровка определенных вещей. То, чего мы не договаривали в кино, мы здесь договариваем до конца".
При всей новизне в телевизионной версии остается то, что составляло плоть фильма - напряженный поиск истины и дорога, приводящая героев к нравственному выбору. А когда дорога будет пройдена, окажется, что это только начало, и нужно сделать следующий, еще более трудный, шаг. И зрителю придется поневоле искать ответы вместе с героями и делать свой собственный выбор вслед за двенадцатью присяжными заседателями.

