Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
17 сентября 2014, 21:47

В Москве в кинотеатре «Ударник» открылась выставка современного искусства

Это работы номинантов на премию Кандинского. Потом жюри отберет три лучшие. Премии уже 8 лет, среди профессионалов она очень влиятельна, но неподготовленный зритель может растеряться. Так что же это - "сумбур вместо музыки", или вечность, отображенная в мусоре? 

В лабиринтах современного искусства чего только не встретишь. Но, всё, конечно же, с глубоким смыслом. Строительный мусор? Ну, ведь вся наша жизнь - это стройка. Карнавальные костюмы? Конфетти и лысая ёлка? Ну, всегда же кажется, что праздник жизни прошёл без нас.

"Люди думают, что это сумасшедший мир. Нет... Когда анализируем каждую деталь, мы понимаем, что каждый объект знакомый нам", - говорит экспозиционер выставки номинантов премии Кандинского Антонио Джеуза.

Все эти городские звуки и вечные пробки только раздражают. И далёкое деревенское детство зажато в тисках памяти. Но старые семейные слайды, став чьим-то окном, говорят, что и внутри типовых коробок живут и любят. А небоскрёбы художник строит из дорогих сердцу вещей.

"Всё, что здесь находится — это не какая-то свалка. Это то, что накопилось за годы жизни в его мастерской, то, что он собирал. Здесь нет никакого презрительного отношения к материалу, который использован, вообще никакого! Наоборот! Всё для него очень важно!" - объясняет куратор проекта "Урбанизм: Pro & Contra" Юлия Манусевич.

Автору этих работ было важно заставить зрителей поверить даже в самую немыслимую выдумку. Бараки, где всего лишь хранят снег, или динозавры слетались на корм. Стоило сделать их похожими на фото из советских газет - ведь если печатают, значит так и есть, и правду от иллюзии уже не отличить.

Современное искусство настолько перемешано с реальностью, что не сразу и поймёшь — вроде бы сел почитать интересную книгу, а на самом деле уже оказался частью идеи художника, точнее, идеального мира советского человека. Когда в окружении бесчисленных книг даже самая серая жизнь обретала смысл, мечты продолжали жить. Даже если в холодильнике ничего не было, а в конце жизни и воды было некому подать.

Снимая на чёрно-белую плёнку руины технических достижений, художники тоскуют не по прошлому, а, скорее, по мечте о будущем. Типовой кинотеатр, знаменитая скульптура Мухиной, но, только заглянув под бетонную оболочку, можно ощутить их живую энергетику.

"Все они связаны единым духом, духом некого братства, коллективизации, стремлением к какой-то утопии, к какому-то полёту фантазии или мысли!" - считает Эльдар Ганеев, представитель арт-группировки ЗИП.

Это - семейная реликвия художника Богдана Мамонова. Больше ста лет назад его прадед Григорий Шпейер впервые привёз в Россию таксифот - устройство для просмотра объёмных изображений. И оно работает до сих пор. А старые двойные стереоснимки стали поводом для вдохновения.

"Одну из этих картин я пишу строго по фотографии прадеда, а другую создаю как некий образ, в котором часть предметов пропадает, потому что наша память фрагментарна. Мы вспоминаем только часть событий. Мы не вспоминаем всё целиком", - поясняет автор проекта "Транквилизация памяти" Богдан Мамонов.

Хранить память о лучших моментах своей жизни он доверял компьютеру. Но однажды с него всё исчезло. И эта работа — напоминание: новые технологии не так уж идеальны.

"Если раньше мои родственники печатали фотографии и вклеивали их в альбомы, то сейчас остаётся всё в телефоне, на который всё это было снято. Мы в любой момент можем потерять эту информацию, как часть своего прошлого", - отмечает автор проекта "Дефрагментация" Виктор Линский.

Современные художники всё чаще мыслят видеоклипами. Но чтобы понять, смотреть их нужно полностью, или долго вглядываться в эти фотографии: хозяева роскошных домов в одном кадре со своей прислугой. Не менее яркие параллели художник увидел между рельсами и заборами, между талым снегом и стадом коров. Но настоящие шедевры, нарисованные от руки таблички, их художница Ольга Флоренская собирала по всей Грузии. И надписи на русском, английском и грузинском говорят больше, чем кажется.

"Наверху политики могут решать всё, что угодно, а на земле люди, которые живут, каждый день работают, зарабатывают кусок хлеба в поте лица, они как раз пронизаны двумя, тремя культурами. Очень важные нюансы, которые никакой исторический труд не передаст, а здесь это просто документальный факт!" - отмечает председатель попечительского совета премии Кандинского Шалва Бреус.

Работы, претендующие в этом году на премию Кандинского, заставляют переживать. Горы битого стекла и воспоминания художника о теракте в Волгограде, созданные словно пеплом. Картины разбитые, замазанные краской, наглухо запечатанные — это боль после глупых рецензий. Ну, а если просто улыбнуться, то вот: необычная электросхема цитирует посвящение Даниила Хармса Велимиру Хлебникову: "Ногу за ногу заложив, Вилимир сидит. Он жив...".

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей