В Пушкинском музее открывается выставка архитектора и художника Пиранези
В Пушкинском музее вновь сенсация. Пока любители живописи стоят в длинных очередях, чтобы своими глазами увидеть шедевры великого Рафаэля, в соседних залах все уже готово к новой выставке не менее легендарного итальянца — Пиранези. Графика, скульптуры, макеты, - более 400 работ, многие мы увидим впервые.
Он называл себя «венецианским архитектором» и мечтал перестроить весь мир, но вот парадокс: на деле единственным зданием, возведенным по проекту Джованни Баттиста Пиранези, стала небольшая церковь Санта-Мария дель Приорато в Риме. Зато по его бесчисленным чертежам и зарисовкам и сегодня изучают архитектуру античности.
«В основном он занимался тем, что называется «бумажной архитектурой». У него были грандиозные замыслы, он не хотел просто строить дома для жилья или что-то такое, а мечтал о том, чтобы достичь той же красоты и монументальности, что и античная архитектура», - рассказывает ведущий научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Майская.
Всю жизнь Пиранези посвятил исследованию Рима. Именно эта любовь к вечному городу навсегда прославит художника. Вот они самые известные его работы - «Виды Рима», здесь и Колизей, и величественный Пантеон и оживленная Пьяцца дель Пополо. Только в XVIII веке никто и не догадывался, что именно Пиранези изобрел то, что мы с вами называем открытками.
Композиционные приемы Пиранези вдохновляли всех, он умел показывать здания самым выгодным образом. Вот, к примеру, знаменитая Пирамида Цестия, на его гравюре она кажется грандиозной, хотя те, кто бывал в Риме, знают, что сооружение это не такое уж и большое. Это видно на фотографии, сделанной этим летом.
Тот же самый древнеримский памятник, но у же в виде пробкового макета. Такие для своей коллекции заказывала Екатерина II, как говорили, императрица хотела иметь Рим у себя под рукой.
Не реализовав архитектурных амбиции, Пиранези увлекся археологией. Он принимал участие в раскопках Помпеи. Наиболее интересные находки зарисовывал и делал их копии на продажу, создавая эскизы ваз, каминов и мебели по античным мотивам.
«Он, по сути, стоит у истоков неоклассицизма, неоегипетского стиля и ампира. Именно как декоратор, как оформитель интерьера он работал на ура, он работал для Папы, для высокопоставленных дам», - рассказывает куратор выставки Федерика Росси.
Позже именно эти эскизы вдохновляли зодчих по всему миру. Целый зал экспозиции посвящен проектам советских архитекторов, в которых прослеживаются идеи Пиранези.
«Мне кажется, абсолютным сюрпризом будут подлинные гравировальные доски Пиранези, которые приедут к нам из Рима. Пиранези - это человек, который изобрел свой собственный язык, тот язык, который был настолько убедителен, что это дает нам возможность рассуждать о его влиянии вообще на архитектуру последующих веков, XIX, XX и даже XXI», - считает Марина Лошак.
А о чем вы думаете, глядя на многие похожие между собой видеоигры-лабиринты или на волшебные лестницы замка Хогвартс, где учился Гарри Поттер? Так вот, это тоже Пиранези. На гравюрах из серии «Темницы» созданное им пространство кажется безмерным и безграничным. И чтобы окунуться в этот таинственный и трагический мир, 3D-очки не нужны.