Поиски самолета МЧС, пропавшего в Иркутской области, затрудняет сильное задымление и плохие погодные условия
Последние данные о поисковой операции в Иркутской области, где во время тушения лесного пожара пропал с экранов радаров самолет Ил-76: МЧС расширило зону поиска - в регион прибыли дополнительные силы спасателей, 100 человек. Они сразу отправились в район, где пропал самолет. Еще один борт со спасателями из Москвы сейчас в пути.
Связь с Ил-76 пропала во время планового рейса над территорией прибайкальских районов Иркутской области. К моменту, когда связь с самолетом сегодня утром пропала, по предварительным данным, Ил-76 уже сбросил воду на горящую тайгу. На борту находились члены экипажа - десять человек.
«Как у вас организована работа по поиску самолета Ил-76 МЧС?» - спросил глава МЧС Владимир Пучков.
«Силы и средства Байкальского поисково-спасательного отряда, аэромобильная группировка Главного управления приведены в готовность. В Качугский район убыла оперативная группа Главного управления в подвижный пункт Главного управления. Оперативным штабом в главке организовано уточнение информации у старост двадцати населенных пунктов в шести районах. Пока никакой дополнительной информации о возможном авиационном происшествии не поступало», - сообщил первый заместитель начальника регионального центра Игорь Киржаков.
В поисковой операции задействованы уже 16 воздушных судов. Пока нет точных сведений ни о том, что произошло с самолетом, ни о том, где именно могло случиться ЧП. Зона поисков постоянно расширяется. Региональные СМИ в качестве предполагаемого места падения называют район села Карам. Это примерно 400 километров от Иркутска.
Тот самый пропавший самолет - кадры были сделаны накануне. Виден и бортовой номер Ил-76, и трубы, через которые сбрасывается вода - устройство ВАП-2, которое отличает эту модель от всех остальных.Для экипажа пропавшего Ил-76 сегодня это был второй вылет за сутки. Первый прошел без каких либо происшествий. Известно только, что летчики отмечали плохую видимость. Небо в районе, где бушуют лесные пожары, плотно затянуто дымом. Не исключено, что в таких условиях экипаж мог допустить ошибку в оценке пространственного положения. По словам пилотов, чтобы сбросить воду, нужно опуститься на малую высоту.
«Самая эффективная высота сброса воды для тушения пожара - 70-100 метров. Мы стараемся с этой высоты сбрасывать воду, это возможно благодаря мощной механизации крыла - предкрылки, закрылки. Мы гасим скорость до 300 км/ч и с этой скоростью сбрасываем воду», - поясняет Владислав Подобный, командир экипажа самолета Ил-76.
«Водяной бомбардировщик» - так Ил-76, крупнейший в мире пожарный самолет, называют во всем мире, в тех странах, где наши группировки МЧС участвовали в спасательных операциях. Съемки тушения пожаров в Черногории, 2007 год. Остановить огонь в такой ситуации, когда огромные территории охвачены огнем в труднодоступной местности, может только Ил-76. По некоторым данным, это тот самый борт, который и пропал сегодня в Иркутской области. Съемочная группа Первого канала находилась как раз в направляющем вертолете.
«Дело в том, что в Черногории стоит безветренная погода. И дым от лесных пожаров постоянно висит в воздухе. К некоторым очагам огня вообще невозможно подобраться. С вертолета хорошо видно, как горят леса в глубоких ущельях, и огромный самолет там просто не может маневрировать», - говорилось в том репортаже.
Российские летчики показали тогда чудеса пилотирования. Кадры, по которым можно судить, насколько это опасная и филигранная работа - самолет, едва не касаясь верхушек деревьев, заходит на боевой курс. За семь секунд на землю сбрасывается больше 40 тонн воды.Что произошло с самолетом сегодня после примерно такого же момента, когда вода уже была сброшена, теперь будут разбираться специалисты МАК и комиссия Росавиации.
Лесные пожары сейчас полыхают сразу в нескольких регионах Сибири, но именно в Иркутской области - самая сложная ситуация. Здесь две трети всех очагов, горит 30 тысяч гектаров тайги. Дымом заволокло даже столицу соседней Бурятии Улан-Удэ. Помогают военные: для борьбы с огнем направили тяжелую технику. Но взять ситуацию под контроль пока не удается. Жители винят в этом местные власти - люди в соцсетях рассказывают, что на сообщения о небольших пожарах региональная лесоохрана не реагировала по несколько дней, пока не разгоралось до серьезных масштабов.
«Площадь полгектара, но в этот же день не выслали десант. А на следующий день он был 55 га, а сейчас тысячи и продолжает расти. А номер у него 40. И таких пожаров там вообще немало», - пишут пользователи соцсетей.
Похожие данные приводят и представители Общероссийского народного фронта. Все их попытки обратить внимание руководства региона на ситуацию с лесными пожарами, когда горело еще не так сильно, ни к чему не привели.
«Запущенная ситуация. Потому что когда я приезжал в апреле, я видел много очагов возгораний, но реакции не было никакой региональной власти. К чему это привело, мы видим. Любая запущенная ситуация теперь требует больше вложений, поэтому и бездействие и губернатора, и властей Иркутской области, к сожалению, мы видим, что это привело к тому, что сегодня область - наиболее опасный в России регион с точки зрения пожаров», - сказал Николай Николаев, руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента "Народная экспертиза".
В Иркутской области и соседних регионах группировка спасателей в последние дни постоянно увеличивалась. Самые крупные очаги пожаров находятся в труднодоступной местности - в Качугском районе недалеко от озера Байкал. Именно там и работал пропавший Ил-76. В региональном МЧС объяснили, что долго в воздухе самолет находиться не может. Горючего в баках было всего на три часа. До утра из-за темноты поиски приостановлены. Дальнейшую работу, по данным синоптиков, в ближайшее время может осложнить и погода. В Прибайкалье ожидаются осадки и сильная облачность.