В Третьяковской галерее идут последние приготовления перед открытием уникальной выставки шедевров Пинакотеки Ватикана
600 тысяч человек посетили выставку известного мариниста Айвазовского, которая в минувшие выходные закрылась в Третьяковской галерее. Итоги подвели только сейчас. Показатель превзошел все ожидания - до этого самой успешной считалась нашумевшая экспозиция Валентина Серова. Но на нее пришло на 100 тысяч человек меньше.
И сейчас музей готовится к новому наплыву посетителей. В Третьяковку привезли шедевры Ватикана: Рафаэль, Караваджо, Беллини. Несколько десятков картин, которые впервые в таком количестве покидают стены родной галереи. Для зрителей экспозиция начнет работу через два дня.
Представители прессы сегодня в двоякой ситуации: с одной стороны, их пригласили в Третьяковскую галерею на пресс-показ выставки «Вечный Рим», но, с другой стороны, им запретили снимать привезенные шедевры. Ватикан строго следит, чтобы фото- и видео- камеры не выхватывали крупные планы, детали, да и просто картины целиком. На общих планах, конечно, можно рассказать общие места, но как показать, что привезли Рафаэля, Караваджо и многих других представителей Ренесанса и барокко - всего около 40 полотен.
Но как передать ощущения от самых известных римских ангелов Мелоцци, растиражированных миллионами копий на сувенирах? По ним разошлись трещины и, кажется, еще немного - и они начнут рассыпаться у нас на глазах.
"Эти фрески - часть композиции «Вознесения Христа», 200 лет назад их со стен храма перенесли на полотно. Фреска - это очень стойкая техника. Гораздо устойчивее, чем живопись маслом. И она сохраняется лучше всего», - отмечает заместитель директора музеев Ватикана Барбара Ятта.
Есть и особые условия показа: например, гризайли Рафаэля - картины, написанные монохромно, в одном цвете - по соображениям сохранности выставляют в неярком, приглушенном свете. Временной разброс произведений - с XII по XVIII века. Серия "Астрономические наблюдения" Донато Крети - самый поздний экспонат уже из эпохи Просвещения. Образ Вселенной, наблюдаемый в телескоп? по-своему элегантен и наивен.
"Мы, конечно, хотели показать и срез коллекции, и сделать выставку, которая отражала бы развитие искусства, связанного с Римом как знак того, что и православия иконография, и иконография католическая на самом деле шли от одного источника - Византии", - отметила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Все картины из собрания Пинакотеки, одной из галерей Ватикана. Ее экспозиция относительно небольшая, менее 500 картин. Поэтому уговорить привезти в Россию фактически 10% экспонатов - ситуация исключительная. Она стала возможна благодаря встрече Папы Франциска с Владимиром Путиным. После озвученной на высочайшем уровне идеи выставку готовили на протяжении трех лет. Электронные билеты уже раскуплены до Нового года.