В России ажиотаж на кинопремьерах и модных театральных спектаклях, а среди слушателей классики все больше молодых лиц
Художественные выставки в нашей стране продолжают бить рекорды. Сначала Серов, почти полмиллиона посетителей. Потом Айвазовский – 600 тысяч посетителей. Сейчас опять ажиотаж – выставка шедевров из собрания Ватикана. Очереди, билеты трудно купить. Появились спекулянты. Дефицит теперь не колбаса, а билеты на выставку. Уже эти билеты именные, а все равно спекулянты как-то обходят препятствия. Спрос огромный. И это нечто новое в нашей жизни.
Ну, скажут, такое новое как хорошо забытое старое. В советское время очередь на хорошую выставку – обычное явление. Но есть отличия. Тогда книги по искусству были страшным дефицитом. Сейчас огромный выбор книг, правда, они дорогие. Появился интернет, экскурсии по любому музею. Можно разглядывать картины в любой детализации, как под лупой. И все равно люди идут, хотят смотреть настоящие картины.
Культура материальная противостоит культуре виртуальной. Посещение выставок стало модным. Селфи в соцсетях с выставок получают больше лайков, чем селфи с пьянок. Это хорошая мода. Эта материальность - средство против стрессов. В ней есть какое-то спокойствие, как в XIX веке. Тогда тоже очень любили художественные выставки.
Например, знаменитую картину русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» возили по всей Европе. Везде стояли огромные очереди. Это было что-то вроде современного блокбастера, типа «Аватара». Люди часами разглядывали это эпическое произведение.
Рост интереса россиян к культуре — неоспоримый факт. Статистика, что называется, на лицо. Люди, профессионально связанные с культурой, в один голос говорят об устойчивой тенденции. Интересно, что в отличие от многих других статистических показателей, удовлетворение культурного голода в современной России очень мало зависит от толщины кошелька.
Действительно, экономические сложности последних лет объективно заставили россиян куда более рационально относится к списку своих расходов. Логично было бы предположить, что в первую очередь это скажется и на их досуге. Поэтому, когда в прошлом году выставка художника Серова в московской Третьяковке собрала около полумиллиона посетителей, поначалу это было воспринято как курьез. Однако за Серовым последовал Айвазовский, и снова свыше полумиллиона посещений. Теперь вот выставка произведений из собрания музеев Ватикана и Рафаэль.
«Вы знаете, люди тянутся и туда, и туда, и в разных местах это по-разному. Но то, что интерес к серьезной культуре у нас есть, об этом говорит, например то, что заполненность концертных залов, причем на серьезную классическую музыку, у нас реально полная. И по составу зрителей: я недавно совсем приехала из Франции, где мне мои французские друзья, коллеги, говорят: господи, это же невозможно у нас, когда идет концерт, у нас классическая музыка это как бы не 50 плюс, это уже 60 плюс, а у вас молодые лица, и зал заполнен молодыми людьми», - рассказывает директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова.
Интерес к разнообразным культурным площадкам продолжает расти, зачастую параллельно с ценами на входные билеты. Социологи утверждают: материальные трудности, воспринимаемые как временные, не могут стать помехой для тяги людей к вечному. По мнению ректора Театрального училища имени Щепкина, театроведа Бориса Любимова, эта тяга становится все заметнее во всем мире. На фоне обострения международной обстановки, ощущения общей нестабильности и агрессивных информационных атак на базовые человеческие ценности люди обостренно нуждаются в точке опоры.
«В таких случаях всегда с хаосом борется логос, борется культура, которая свидетельствует о тысячелетних корнях человеческих; о хрупкости его существования, с одной стороны, а с другой стороны, о его величии и достоинстве. Поэтому отсюда такая тяга к культуре. Такая тяга не только к культуре, но и к культу, поэтому многосотенные очереди толпятся не только, скажем, в музеи, на выставку великого художника Серова или Айвазовского, но и когда привозят «дары волхвов». Люди спасают себя от этой агрессии, которая для них наступает, от террора, от провокаций. Именно в это время человек тянется к прошлому, к своим корням, к историям, к своей родословной и личной, и общечеловеческой», - отмечает ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина Борис Любимов.
Массовый всплеск интереса к культуре в странах Западной Европы специалисты связывают с так называемым кризисом идентичности.
«Особенно это проявляется сильно в западных странах, где посещаемость в музеи возросла чрезвычайно, постольку поскольку там происходят интенсивные процессы миграции. Молодежь, особенно молодежь, она задает себе массу вопросов о том, кто они такие вообще, как европейцы. Большую роль в этом сыграла политика мультикультурализма, которая фактически эту идентичность расшатала, и несущая ось исчезла», - говорит профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Руслан Хестанов.
В отличие от европейцев, которые, хватаясь за культуру, пытаются сохранить остатки собственной идентичности, россияне явно стремятся восполнить упущенное. Пробелы, возникшие в коммунистический период по идеологическим причинам, в 90-е годы оказались заполнены различным мусором, оставшимся после обрушения советской сверхдержавы. Видимо, настало время расчищать эти завалы.
«Смотрите, выставки, которые проводились в Манеже исторические, скажем, Рюриковичи или Романовы, они вызывали огромный интерес среди населения. Это интерес к истории, своей самобытной истории, я хочу это подчеркнуть. Это национальное самосознание, которое вдруг пробудилось в нашем народе», - отмечает заместитель директора Института наследия, доктор филологических наук Александр Ужанков.
Важно и то, что мода на культуру неотделима от мегаполиса. Огромный современный город изменил форму занятости большинства своих жителей. Вместе с этим поменялась и структура досуга населения. Нынешняя постиндустриальная эпоха стерла границу между искусством и коммерцией. На смену былому поклонению культуре приходит ее массовое потребление. И наиболее заметен этот процесс в кинематографе.
«По результатам кинопроката назову лишь одну цифру. Мы видим, доля отечественного кино выросла почти до 18,5%. Это существенный рост по отношению к прошлому году. Но самая главная цифра здесь другая. Это абсолютный сбор. Они составили по российскому кино в этом году 8,6 миллиарда рублей. Это рекорд за время работы российского кинематографа после 1991 года», - сообщил министр культуры РФ Владимир Мединский.
Здесь принципиально важно то, что речь идет о доле именно отечественного кино. Тот же «Викинг» стал самым кассовым российским фильмом 2016 года, собрав в прокате более 1 миллиарда 517 миллионов рублей. До этого планку в 1,5 миллиарда удавалось преодолевать всего двум российским картинам. Фильм стал самым кассовым фильмом в истории российского кинопроката, снятым с использованием исключительно классических кинотехнологий, без применения техники 3D, IMAX и прочих. «Викинг» уже посмотрели 5 миллионов 700 тысяч зрителей.
А ведь еще совсем недавно считалось, что кино - это та сфера, в которой доминирующие позиции Запада неоспоримы в любом случае. Однако оказалось, что массовый интерес к отечественной истории и культуре, вызванный амбициозностью современной России, не обошел и эту область искусства, а импортозамещение, охватившее российский потребительский рынок после введения западных санкций, коснулось отнюдь не только продовольственных товаров.