Похороны народного артиста РСФСР Алексея Петренко состоятся в понедельник, 27 февраля, на Никольском кладбище
Прошлой ночью стало известно - скончался Алексей Петренко. Актер огромного таланта. Он играл на пределе физических сил, в прямом смысле рвал сердце. Алексея Петренко приглашали выдающиеся режиссеры, но он признавался в интервью, что чаще отказывался сниматься, чем соглашался.
Выбирал роли душой. И каждая его работа - эталон мастерства. Соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта прекрасного актера выразил президент Владимир Путин. Алексею Васильевичу Петренко было 78 лет.
Эпизод в великой картине «Двадцать дней без войны» - ключевой. Случайная встреча в поезде и откровенный, душераздирающий монолог летчика, мужа неверной жены. Отрывистые мужские эмоции, простая солдатская боль — кажется, сыграть это невозможно, только если пропустить через себя.
Это - первая роль Алексея Петренко в кино, совсем крошечная, на экране он меньше минуты. Но всю его актерскую и человеческую глубину и мощь раскрыл режиссер Элем Климов. Он выбирает его на роль Распутина из десятка именитых актеров. И Петренко играет на грани безумия, с таким бешенством в глазах, что в 34 года зарабатывает свой первый инфаркт.
Прежде чем сыграть Петра Первого — натуру неуемную и грандиозную, Петренко сутками сидел в библиотеке и записывал все важное про ту эпоху в толстую тетрадь. Зато про истинную сущность Сталина он и сам все знал: его дед и бабка в годы коллективизации умерли от голода, а отца едва не упекли в лагеря.
Говорили, что он похож на спящий вулкан. За внешним спокойствием героев Алексея Петренко всегда таилась необузданная и живая энергия, в любой момент готовая вырваться на свободу.
Он жил уединенно, за городом и почти не давал интервью. Мог согласиться лишь на пару слов между делом. И тогда в нем словно просвечивал озорной паренек военной поры.
«Я очень печалился, когда меня утверждали на роль, боже мой, это ж надо учить, это, как в школе, ответственность. А когда не утверждали, я радовался, честно скажу, как в школе училка заболела - ура!» - рассказывал Алексей Петренко.
Эпизод из личной жизни другого великого артиста Всеволода Санаева, третируемого женой-тираном — наверное, ярчайшая роль Алексей Петренко за последние годы.
«Уходящая натура» - один из последних фильмов, где Алексей Петренко сыграл советского писателя — фронтовика, человека с принципами и без камня за пазухой. Но, так уж получилось, что сам он и был той уходящей натурой, основательным и тонким, самобытным и спокойным к славе.
Он с болью в сердце говорил о том, что происходит на Украине, ведь и родился под Черниговом, и учился в Харькове, начинал играть на Запорожье, в Донецке и Мариуполе. Но искренне верил, что мудрость народа все преодолеет.
В документальном цикле Первого канала «Русь-Украина. История без мифов» Алексей Петренко согласился стать не просто ведущим, а своей речью и сопереживанием, желанием понять общие корни надеялся примирить народы России и Украины.
В память обо всех погибших за свое Отечество Алексей Васильевич, собравшись недавно с друзьями, спел одно из самых пронзительных у Высоцкого. А еще исполнил свою заветную мечту - успел прочесть перед зрителями знаменитый монолог Тараса Бульбы, как всегда, на разрыв души.
Документальный цикл «Русь-Украина. История без мифов», ведущим которого был Алексей Петренко, скоро покажет Первый канал. Прощание с актером состоится в понедельник в Доме кино. Похороны пройдут на Никольском кладбище.