Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 ноября 2017, 21:31

Человек, который предвидел будущее: в Москве открылись две выставки авангардиста Эля Лисицкого

То, что он придумал сто лет назад, сейчас знают во всем мире. Иметь его работы считают за честь музеи и частные коллекционеры. Он придумал горизонтальный небоскреб — это и сегодня фантастика. Но кто знает, что будет завтра. Многое из его немыслимых, казалось бы, идей — теперь это реальность.

«Дайте мне циркуль, и я переверну мир!» — мог бы о себе сказать художник Эль Лисицкий. В начале XX века этим инструментом он перечеркнул линии и силуэты прошлого, и начертил лестницу в будущее. А затем это самое будущее буквально вклеил в фотографии.

«Это совершенно поразительный проект Лисицкого — проект горизонтального небоскреба. Это фотомонтаж, дополнительный акварельным рисунком. Лисицкий задумал 8 таких небоскребов на Бульварном кольце», – рассказывает куратор выставки Татьяна Горячева.

Селить москвичей по горизонтали завещал сто лет назад. Пока не научились. Зато вот эти изображения шагнули в жизнь и стали элементами европейского дизайна: мебелью, светильниками, лестницами в наших домах.

Лисицкий, который вообще-то учился на архитектора, будто знал и видел больше. Взгляды советских граждан еще не устремлены в космос, а он уже там, с неизменным циркулем.

Буквально за стеной, на выставке другой Лисицкий. Его еще не вдохновил Малевич и не очаровал конструктивизм. Еврей, рожденный в Смоленске, он по крупицам, путешествуя по синагогам, собирает традиции изящнейшего мастерства: иллюстрации книг на идише. Коты похожие на драконов, рыбы, словно причудливые узоры на женских платьях. Собирал традиции своего народа. Но, впрочем, как тот же Шагал, стал тем самым русским евреем, без которого о России на культурной арене говорили бы намного меньше.

«В его творчестве соединялось и русское, и еврейское составляющее. То, что представлено у нас в музее — это иллюстрации к детским сказкам на идиш», — говорит генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

400 работ. Столько единовременно в Россию еще не привозили. Работы художника — гордость музеев и частных коллекционеров по всему миру. Графику и живопись собрали вместе и выставили в двух музеях: Еврейском центре толерантности и новой Третьяковке. Как призналась генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, проще было получить из Пинакотеки Ватикана «Положение во гроб» Караваджо, чем каждый из представленных на выставке.

Выставка на Крымском Валу — это еще и шедевры внутри шедевра. Для работ Лисицкого пространство создавалась не один месяц по эскизам художников-дизайнеров. И это, кстати, тоже дань таланту мастера.

Творил во времена гениев Шагала и Малечива. Но был, говоря языком рекламщиков, не был так раскручен. При этом наследие Лисицкого в тех вещах, о которых мы даже не подозреваем. Например, любое выставочное пространство с минимализмом и тщательно подобранным освещением строится на канонах, которые придумал художник-фантаст.

Он ведь и сам оформил не одну выставку. Например, Всесоюзную сельскохозяйственную. Бывший главный павильон — дело рук Лисицкого. Сконструировал трибуну вождю пролетариата. Или вот здание с необычными окнами в Москве, когда-то типография журнала «Огонек». Не проходите мимо — она тоже сошла с чертежей гения.

Несмотря на учебу и популярность в Европе, он был со своей страной и в созидающие 30-е — оформлял советские журналы, и в страшный 41-й — писал агитплакаты. Они, как и многие вещи, которые придумал Лисицкий, знакомы каждому. Теперь пришло время узнать больше и об их авторе.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей