Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 июня 2018, 21:26

Из жизни ушел талантливый режиссер, депутат, общественный деятель Станислав Говорухин

Он снимал фильмы, которые вошли в сердце каждого зрителя. Как будто он знал какой-то секрет и мог подобрать ключик к любому человеку. И дело, наверное, в том, что работал Станислав Сергеевич только по велению души, находя точные и правдивые слова. И впечатление, которое он производил: крепкий как скала, немногословный и очень надежный. И так оно и было...

Свою самую любимую зрителями картину сам Станислав Говорухин ценил вовсе не за детективные повороты и трюки. Ему была дорога послевоенная атмосфера — из его детства: счастье победы, эйфория мирной жизни и сильные характеры. А на такую волну успеха и любви к фильму он ведь совсем и не рассчитывал. «Страна вымирала! Прекращалось движение на улицах, преступления прекращались», — отмечал режиссер.

Фразами из «Места встречи» вся страна потом разговаривала в обычной жизни. Точно так же, как после его «Вертикали», пела «Если друг оказался вдруг…» и до дыр заслушивала первую, гибкую пластинку Высоцкого с песнями из фильма.

«Вертикаль» словно соединила две главные страсти Говорухина. Альпинизм — вот на общих планах это он сам без страховки карабкается в гору, и любовь к кино — с первого взгляда, едва лишь ассистентом оказался у самого Бондарчука на «Войне и мире».

«Он говорит: «Они вот все час будут спускаться с Эльбруса, а мы с тобой за две минуты спустимся. Я почувствовала эту руку, которой он меня взял. Это была крепкая рука, дружеская рука, и я знала, что можно на нее опереться. Жалко. Такое ощущение, что действительно ушел самый дорогой для тебя человек», — сказала народная артистка России Лариса Лужина.

Тонкая и лиричная, теплая и душевная картина «Благословите женщину». Он снял ее в память о маме и бабушке, которые вырастили его с сестрой. Ведь арестованного и сгинувшего в лагерях отца он никогда не видел даже на фотографиях.

«С ним было очень приятно работать. Ты попадал в руки к папе, который тебя любит, который в тебя верит, который позволит тебе экспериментировать. И он был абсолютно капитан корабля! Мягким, нежным, творческим человеком. Всегда пах вкусным парфюмом и дорогим табаком», — вспоминает народная артистка России Мария Аронова.

Любимые книжки своего детства и мечты о путешествиях Говорухин превратил в лучшие детские фильмы о приключениях Робинзона Крузо и Тома Сойера, о поисках капитана Гранта. Вдохновленный ими же, написал сценарий, по сути, первого советского блокбастера. Зрители буквально не выходили из кинотеатров, пересматривая «Пиратов ХХ века» снова и снова. Критики бесконечно ругали его фильмы, фестивальные жюри оставляли без призов. Но сам он гордился тем, что снимал только то, что требует душа.

«Я знал Станислава Сергеевича как дядю Славу, потому что я вырос на Одесской киностудии. Я помню красавца мускулистого, который снимал рубашку на Одесской киностудии и выходил — подпрыгивал и отжимался, подтягивался на турнике. И все проходящие мимо него женщины поглядывали на него, и было понятно, что они все влюблены!» — рассказывает режиссер Валерий Тодоровский.

Свою жену Галину он когда-то очаровал точно так же, как и его герой, криминальный авторитет из фильма «Асса» — читая возлюбленной «Евгения Онегина». Но даже годы спустя актер Говорухин был не согласен с режиссером «Ассы» Сергеем Соловьевым.

«Я считаю, что это неправильно! Преступник не должен вызывать симпатии зрителей! Но, значит, у этого фильма другой режиссер — не я же», — говорил Станислав Говорухин.

Картину «Ворошиловский стрелок» одни зрители категорически не приняли: как можно превозносить самосуд?! Другие аплодировали стоя, уверенные, что Говорухин раскрыл всю трагичность и несправедливость времени.

Свой последний фильм он снял черно-белым. Потому что именно таким запомнил ощущение того времени и абсурда — когда закончилась оттепель и художнику опять стало тесно и душно.

«Он всю свою жизнь жил для нас, для страны своей, для искусства. По-настоящему! Он никогда не кривил душой. Он писал потрясающие акварели, это может себе позволить только очень тонкий, сильный и состоявшийся человек. С большим светом он ушел. Астероид такой», — сказал народный артист России Александр Розенбаум.

Он всегда был уверен: в кино должен быть только светлый финал, который дает зрителям надежду. Поэтому даже изменил книгу Вайнеров, и на экране возлюбленная Шарапова не умирает. Ведь нельзя, чтобы человек выходил из зала опустошенным, чтобы у него отняли жизненные силы.

И до последнего дня переживал, что такого финала нет в его раннем фильме «Белый взрыв», не мог простить себе, что вовремя не расслышал эту песню Высоцкого: «В тот день шептала мне вода: «Удач всегда!» А день, какой был день тогда? Ах, да, среда...»

«Когда Феллини спросили, за что вам нравится кино, он сказал: «За образ жизни!» Вот лишиться этого образа жизни было бы очень грустно», — говорил режиссер.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей