В крупных российских музеях проведут проверки после кражи из Третьяковки картины Архипа Куинджи
Пополнился список картин, названия которых на слуху у всех. Гора Ай-Петри в Крыму, какой ее нарисовал Архип Куинджи. Минувшие сутки стали, пожалуй, самыми драматичными в истории этого произведения. Дерзкое похищение из Третьяковской галереи, задержание по «горячим следам». Как преступление стало возможным и что делать, чтобы оно не повторилось в других наших музеях?
Полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» оперативники обнаружили на стройке в Одинцовском районе по «горячим следам». Злоумышленник был найден уже через несколько часов благодаря совместной работе сотрудников уголовного розыска и ФСБ. Он завернул картину в куртку и припрятал в дальнем углу. Впрочем, несмотря на очевидные улики, вину задержанный не признал. Отвечал на вопросы невнятно, сетуя на проблемы с памятью:
- Какое преступление совершили?
- Я не совершаю преступлений, я законопослушный гражданин России.
- Где вы сегодня днем были?
- Плохо помню, надо освежить память.
Сам момент кражи запечатлен на камерах видеонаблюдения. Вот мужчина проходит колонну, на мгновение всматривается в изображение горы Ай-Петри, а затем неспешно на глазах посетителей снимает картину со стены. После вынимает полотно из рамы и вразвалку выходит вместе с картиной из зала. Он вел себя настолько уверенно, что очевидцы сперва подумали, что это сотрудник музея. Позже выяснится, 31-летний подозреваемый уже оказывался в поле зрения правоохранителей.
«Злоумышленник в декабре 2018 года уже задерживался московскими полицейскими за хранение наркотиков и является фигурантом уголовного дела по статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации. На момент задержания он находился под подпиской о невыезде», — сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.
Как стало известно, в ближайшее время у каждой картины Куинджи установят специальные электронные датчики — ведь во время ограбления сигнализация в зале не работала. Датчики будут реагировать на приближение к картинам вплотную. Кроме этого, в Третьяковке собираются дополнительно оборудовать свои здания специальными рентгеновскими установками, как в аэропортах. Уже позаботились и о текущих выставках.
«Мы приняли решение, что выставка Куинджи будет продолжать свою работу. Мы укрепили все работы среднего формата на стене так, что это невозможно снять. Мы сейчас начинаем установку датчиков к каждому из произведений на выставке. Я со всей ответственностью отвечаю, что все последующие выставки Третьяковской галереи будут оснащены подобными датчиками», — рассказала директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
На брифинге, посвященному похищению картины, рассказали об одной детективной детали — оказалось, что во время кражи полотна в зале в гардеробе галереи пропала шуба.
«В этот момент была украдена шуба, и я не следователь, чтобы делать какие-то выводы об отвлекающем маневре, но это не похоже на случайное совпадение», — отметила Зельфира Трегулова.
Во время встречи с журналистами говорили и о ближайших внутренних проверках во всех крупных российских музеях. Они связаны с охраной предметов искусства.
«В первую очередь проверить, что происходит с безопасностью, потому что, не скрою, вопросы есть. Как так произошло, что удалось картину снять, удалось вынести и только после этого забили панику», — пояснил директор департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов.
Специалисты пока не смогли тщательно осмотреть работу, но, по предварительным данным, на ней нет видимых повреждений. Крымский пейзаж «Ай-Петри» хорошо знаком ценителям искусства. Конец XIX века — начало XX-го, написан маслом, небольшого, как говорят, кабинетного формата, 39 на 53 см. Но вопрос цены искусствоведы в данном случае считают неуместным.
«Стоимость она имеет, но реализовать ее они не смогут. Можно с тем же успехом вспомнить, когда украли «Мону Лизу» в начале XX века; как крали картины Мунка. Тоже — украли, побегали, никто не купил, подбросили. Хорошо, что не уничтожили. Потому что бывали случаи, к сожалению, когда горе-воришки, украв работу и не сумев ее продать, чтобы не попасть в руки правосудия, просто ее уничтожали», — рассказала эксперт по произведениям декоративно-прикладного искусства Российского аукционного дома Светлана Честных.
Картина принадлежит Русскому музею, экспонат слишком заметный даже для черного рынка. Возможно, похититель просто выполнял чей-то заказ. И если у героев знаменитой советской трагикомедии «Старики-разбойники» были и лестница и ножницы, и они даже предусмотрительно отключили сигнализацию, то в Третьяковке настоящий преступник действовал, кажется, совсем без подготовки. Дерзко и хладнокровно.
«Большинство удачных краж производится именно тем манером, который совершил этот преступник; никакая сигнализация не спасет. В Роттердаме была кража, когда в течение полутора минут были украдены вещи», — рассказал эксперт по рынкам искусства Кирилл Алексеев.
Причем кражу совершили 27 января. В этот день исполнилось ровно 177 лет со дня рождения Архипа Куинджи. Но это, скорее, чистое совпадение. Сотрудники музея усилили меры безопасности на выставке. Но картина больше не будет представлена в экспозиции, она вернется в Русский музей.
По факту преступления возбуждено уголовное дело по статье «Хищение предметов, имеющих особую ценность». Похитителю может грозить наказание до 15 лет лишения свободы.
И как заявили в Министерстве культуры, в течение двух недель будут приняты кадровые решения, которые коснутся Третьяковской галереи.