Огромная очередь выстроилась в Третьяковскую галерею из желающих попасть на выставку Архипа Куинджи
Вначале Третьяковская галерея. Сегодня на входе там выстроилась огромная очередь — люди были вынуждены ждать на улице не менее двух часов. Экспозиция сама по себе популярная, но дополнительный ажиотаж вызвало возвращение украденной на днях картины «Ай-Петри. Крым». Она вновь в зале. И теперь не в укромном уголке, а на самом видном месте. Вокруг выставлено ограждение. Сама картина закрыта стеклом, крепление — антивандальное, плюс сигнализация. Да и подойти к полотну не так-то просто!
Кидая блики защитного стекла, крымский пейзаж Ай-Петри приковывает всеобщее внимание. Картина вернулась на экспозицию спустя пять дней в тот самый зал, откуда была похищена столь дерзко и неожиданно! Ее монтировали ночью, ведь музейное правило гласит: не перемещать экспонаты в присутствии посетителей. Хотя в момент кражи никто об этом и не вспомнил!
Лишь небольшие отметины на стене напоминают, что именно здесь висел пейзаж «Ай-Петри. Крым». Теперь он занял совершенно другое место, центральное, прямо напротив входа. Чтобы люди, которые придут на выставку, могли полюбоваться им, не создавая очереди.
Из соображений безопасности прессе лишь подтвердили: да, крепеж стал надежнее, датчики сигнализации установили. Но детали держат в секрете.
«Ущерб, причиненный этому полотну, незначительный, вы можете видеть это сами. Картина под направленным светом во всем блеске и великолепии. Могу обратить ваше внимание на две царапинки, которые видны, и вмятинка, вероятно, от пальца руки злоумышленника, который ее нес», — рассказала главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Повреждениями займутся реставраторы после окончания выставки. Решение вновь вывесить картину далось непросто: позади три многоступенчатые экспертизы, которые определили сохранность и подлинность шедевра Куинджи. Теперь всех будоражит другой вопрос!
«Почему, собственно, эта работа привлекла, я могу только сделать некие предположения. Как мы видим, эта работа — конкретный вид, Ай-Петри, и он вполне узнаваем. Возможно, тут какие-то ассоциации возникли с вполне узнаваемым видом, и вещь очень декоративна», — предположила куратор выставки «Архип Куинджи» Ольга Атрощенко.
Очередь внизу с каждым днем становится все больше: электронные билеты давно раскуплены, зато в кассах они появляются каждый день. Строго на дату покупки! Сейчас время культурного стояния несколько часов, так что одеваться нужно теплее.
Итог детективной истории: обвиняемый в краже Денис Чуприков — в СИЗО; смотритель, находившийся в зале 27 января, больше не работает; «Ай-Петри. Крым» красуется на новом месте. После окончания выставки 17 февраля украденный и вновь обретенный пейзаж отправится домой, в Петербург. Раньше картина хранилась в запасниках Русского музея, но после громких столичных гастролей, кто знает, возможно, ее разместят и в постоянной экспозиции, учитывая такой интерес!