В Главном штабе Эрмитажа — уникальная коллекция братьев Морозовых
Путешествие картин из Москвы в Санкт-Петербург. Моне, Ренуар, Гоген, Пикассо. Шедевры из двух столиц на одной выставке, которую называют сенсацией. После революции богатейшие собрания были национализированы и позже безжалостно раздроблены. Большевики торговали российскими сокровищами с аукционов, а то, что осталось — распределили между Москвой и Петербургом. И вот коллекции восстановлены. Но на время. Так что наслаждаемся моментом!
Натюрморты «С драпировкой» и «С грушами» Сезан писал почти одновременно. В начале XX века обе картины тоже висели рядом. Как и ренуаровские портреты актрисы Жанны Самари. Видеть все это в одном месте сейчас — настоящая сенсация: много лет работы были разрознены. Их воссоединили специально для выставки в Эрмитаже. Здесь вся коллекция выглядит так же, как в начале XX века, когда она находилась в доме своего владельца — московского купца и мецената Ивана Морозова.
«Тогда Москва была единственным местом, где буквально онлайн можно было видеть развитие французской живописи — наиболее интересной в то время. И работы Матисса и Пикассо, которые появлялись буквально через почти кратчайшее время в стенах этого московского дома — они удивительны, представляют интерес и важнейшее значение для развития русского искусства», — рассказывает заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.
В начале прошлого века Морозов — мануфактурщик знаменитой купеческой фамилии, сам учившийся живописи, — скупал картины русских и французских художников. Окружающие недоумевали — тогда такие работы считались скандальными и непонятными: «Сумасшедший русский, который не торгуется», так о нем отзывались в Европе.
В 1907 году Иван Морозов знакомится с художником Морисом Дени. Заказывает ему панно для своего музыкального салона в московском особняке. Над этим проектом художник работает два года. Сам салон не сохранился, но в Эрмитаже воссоздали, реконструировали его интерьеры. Сегодня можно представить, как все выглядело в то время!
Морозов планировал передать в дар Москве всю коллекцию — 250 полотен французских импрессионистов, около сотни картин русских художников, рисунки, скульптуры, керамику. Но после Революции все это просто отобрали, выселив хозяина с семьей в три комнаты нижнего этажа.
В годы так называемой «борьбы с космополитизмом и формализмом в искусстве» собрание едва не уничтожили, что-то успели продать за границу, потом разделили между Пушкинским музеем и Эрмитажем. И вот впервые за 70 лет в Петербург, где все это время находилась большая часть морозовской коллекции, московские музейщики отправили хранящиеся у них экспонаты. Это уникальное событие! Первыми посетителями выставки стали французы.
Моне, Боннар, Ван Гог, Гоген, — сокровища мировой культуры. На аукционах коллекцию оценивают минимум в пять миллиардов долларов. Но значение ее деньгами не измеряется, объясняют искусствоведы. Тем более сейчас, когда картины разных лет и периодов вместе — только так можно наглядно проследить весь творческий путь того или иного художника. Правда, выставка в Эрмитаже продлится до осени, в следующем году ее повезут в Париж, потом — в Москву. А затем картины снова разделят, и они вернутся, каждая в свой музей.