Министр культуры Владимир Мединский рассказал президенту, как обстоят дела с развитием музеев в России
Очереди в музеи, на выставки, которые вызывают ажиотаж, билеты, которые надо покупать заранее, а то не попадешь и не увидишь — чем же еще удивляют публику российские музеи? 26 июля глава Минкультуры Владимир Мединский рассказывал президенту о развитии музейной отрасли в России.
По всей стране число выставок увеличилось почти в два раза. Как сказал министр, никакой мнимой выставочной активности. Только настоящая! И очень важная деталь — музеи научились сами зарабатывать и их доходы выросли в 2,5 раза. За последние шесть лет музеи посетили 150 миллионов человек, то есть даже больше, чем все население России!
«В нашем музее оживают портреты!» — говорит директор Тульского государственного музея оружия Надежда Калугина.
Голографические витрины, 3D-проекции, системы дополненной реальности, аудиогиды на русском, китайском, английском и немецком языках. С момента открытия этой экспозиции посещаемость Музея тульского оружия выросла в пять раз! Внебюджетные доходы почти сравнялись с финансированием из бюджета, и это при том, что детей до 16 лет сюда пускают бесплатно.
Когда министр культуры отчитывался в разговоре с президентом, о работе по модернизации музеев, он имел ввиду и Тульский музей.
«Мы существенно увеличили бюджетную поддержку наших федеральных музеев — и на зарплату, и на создание и открытие новых экспозиций. Если не считать ремонт и реставрацию, вынести это за скобки, то размер бюджетных инвестиций в федеральные музеи вырос за эти годы практически на 70%, что отозвалось и в росте собственных внебюджетных доходов музеев. Они научились хорошо зарабатывать, и рост их доходов в 2,5 раза за эти годы».
«Прилично», — заметил глава государства.
«Хорошо зарабатывать» — это значит хорошо продумывать экспозиции, ну, и удерживать в разумном коридоре цены на билеты.
В Калининградском музее изобразительных искусств билеты от 50 до 150 рублей. Если же выставляются частные коллекции, как было с экспозицией графики Пабло Пикассо или же работ Сальвадора Дали, цена 350 рублей. В итоге за последние 1,5 месяца около 200 тысяч посетителей!
«Вчера мы приезжали со своей внучкой, сегодня маму привезли посмотреть картины, получили огромное удовольствие, колоссальное», — поделился посетитель музея Александр Овсянников.
На популярность этого музея сыграло и то, что он, совсем недавно, в октябре прошлого года, въехал в отреставрированное здание в самом центре города, которое само по себе тоже «объект культурного наследия», памятник архитектуры. Такое сочетание Минкульт особенно приветствует.
«Мы в самом начале пути, я бы сказал. Но посчитать вклад больших наших музеев, да и малых, и средних музеев в развитие территорий, это получается огромная цифра: приток туристов, налоги, рабочие места. Музеи стали фактически фактором социально-экономического развития территорий. В некоторых городах, на Соловках, например, это вообще главное системообразующее предприятие», — отметил Владимир Мединский.
«Но там много нужно будет сделать еще», — сказал президент.
Что такое «музей в качестве системообразующего предприятия» — отлично знают на только на Соловках, где есть и Морской музей, и Спасо-Преображенский монастырь, и музей в бывшем Соловецком лагере особого назначения.
В городах «Золотого кольца» музеи тоже вполне себе «градообразующие», а в скором времени, возможно, придется сильно расширить географию самого понятия «Золотое кольцо», например, до Смоленска, где начали реставрировать знаменитую крепостную стену, защищавшую от поляков во время Смутного времени не только смолян, а и центральную Россию вообще. Башня «Громовая» уже восстановлена, и в местной экспозиции нет традиционного музейного правила «Руками не трогать!». Наоборот — трогать! Можно зарядить пищаль, например, или примерить кафтан стрельца. А о результатах погружения в историческую реальность тут же сообщить в социальные сети!
Тенденция последнего времени — возникновение новых центров притяжения в регионе, своего рода «туристических кластеров», уверен Владимир Мединский.
«У нас в стране сейчас около трех тысяч государственных музеев разного уровня подчинения, более 700 частных музеев. За последние шесть лет открылось 170 новых музеев, из них значительная часть — частные, причем музеи большие, существенные. Музей Рерихов, филиал Эрмитажа в Омске открываем и много-много других музеев, вплоть до самой амбициозной задачи — открытие больших музейных выставочных площадок во Владивостоке, Кузбассе, Севастополе и Калининграде к 2023 году», — сообщил министр культуры.
К походу в музей теперь в России принято готовится заблаговременно, но и это не спасает от ожидания в очередях — посещаемость российских музеев, по данным Министерства культуры, за последние шесть лет превысила 150 миллионов человек, что и позволило многим из них стать безубыточными. Летом потоком посетителей управлять проще, а вот зимой, как это было в случае с выставкой шедевров из музеев Ватикана, рядом с Третьяковкой пришлось установить полевую кухню и брезентовую палатку, чтобы ожидающие могли погреться.
Ажиотаж вокруг выставок картин Айвазовского, Серова, Малевича был уже вполне ожидаемым. Музейщики, усвоившие промышленный термин «пиковые нагрузки» очень довольны: это стало привычкой, а не модным, как иногда принято говорить, «культурным флешмобом».