Гастроли Большого театра в Лондоне вновь подтверждают фантастический уровень отечественного балета
Самые продолжительные гастроли Большого театра в Лондоне. Три недели и четыре постановки — визитные карточки русского балета во всем мире. Прямо сейчас в королевском Covent Garden легендарный «Спартак», которым восхищается не одно поколение британских зрителей. Семь раз его покажут в ближайшие дни. Больше — восемь! — только «Лебединое озеро».
Свою королеву они почувствовали в ней сразу. Стоило приме Большого театра Светлане Захаровой подойти к озеру, как к ее рукам слетелись все лебеди Гайд-парка. А она вдохновлялась их пластикой и грацией.
Нежная Одетта и искусительница Одиллия. Вершина в карьере любой балерины. «Лебединое озеро» Юрия Григоровича — один из самых сложных балетов в мировом репертуаре. И не только технически. Пусть именно Черный лебедь крутит знаменитые 32 фуэте, раскрыть образ Белого — вот в чем мастерство.
«Доверчивость, нежность, беззащитность станцевать сложнее. Белый лебедь, Одетта — роль, над которой всю жизнь можно работать, думать», — отмечает прима-балерина Большого театра Светлана Захарова.
Эта идеальная мечта о любви для иностранцев давно стала символом не только Большого театра, но и вообще всего Русского балета. И, похоже, к такому статусу близок еще один спектакль Григоровича — блокбастер «Спартак». Танец закипающей крови, неудержимой мощи и безбашенной энергии открывает лондонские гастроли.
Такую Захарову увидишь нечасто. Ее Эгина — властная, вероломная, полная эротизма. А какой еще может быть фаворитка жестокого полководца Красса? Это против него восстает Спартак. И это их схватка на первом плане. Балет о силе и величии мужчин до сих пор редкость. И вызов для любого танцора. Так что на репетицию прямо с самолета, чтобы зритель почувствовал: внутренняя вера в свободу может сотрясти целую Империю.
Кажется, премьер Денис Родькин почти не касается пола. Окрыляет сама мысль, что он играет восставшего гладиатора именно на лондонской сцене.
«В 2010 году я впервые сюда приехал. И я танцевал тоже «Спартак», но пока в кордебалете. И тогда даже не мечтал, что я когда-то буду Спартаком, через девять лет уже, получается, выйду на эту сцену», — говорит премьер Большого театра Денис Родькин.
Covent-Garden — это целый район в центре Лондона. Один из самых любимых туристами. Сюда приходят за самодельными сувенирами и атмосферными фотографиями. Но все самое интересное в ближайшие три недели будет происходить не на главной площади, а в небольшом переулке, в здании Королевского театра. И местные балетоманы уже практически без акцента рассказывают, что именно: «Большой! Большой!»
Кстати, в мире под этим именем труппу узнали как раз после ее дебютных гастролей в Лондоне в 1956 году. А ровно полвека назад Большой впервые представил здесь «Спартака». Английские газеты тогда назвали Григоровича «главным хореографом мира». И в тот раз, и сейчас московский театр в Великобританию привезла импресарио Лилиан Хокхаузер.
«69 лет мы уже работаем с Большим! Неплохо, да? Почему так долго? Потому что это выдающаяся труппа. Я часто вспоминаю Максимову, Васильева, конечно, Плисецкую», — говорит импресарио.
В этот раз зрители увидят четыре балета. Помимо «Спартака» и «Лебединого озера», это искрящийся «Дон Кихот» в постановке Алексея Фадеечева и классика 30-х годов «Светлый ручей» в новой редакции.
«Действие балета «Светлый ручей» происходит в колхозе. Как вы думаете, британский зритель поймет это?» — спрашивает корреспондент Первого канала художественного руководителя балетной труппы Большого театра Махара Вазиева.
«Сам балет, который поставил Алексей Ратманский, он ведь не про колхоз, а про взаимоотношения. Это же торжество танца просто! Актерские партии! С таким чувством юмора, с розыгрышами!» — говорит Махар Вазиев.
После первого спектакля зрители сначала не отпускали артистов со сцены, а потом долго ждали их у служебного входа, чтобы взять автограф. А кто-то из критиков, выходя из театра, сказал: «Это снова триумф Большого!»