Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 сентября 2019, 21:40

Правительство выделило средства для закупки импортных лекарств для детей

На этой неделе — очень важные новости в сфере здравоохранения для врачей и пациентов. Правительство приняло долгожданное решение закупить импортные препараты, которые не прошли регистрацию в России, но жизненно необходимы больным детям. А президент поручил кабинету министров поддержать медиков первичного звена.

Речь о самых острых проблемах: зарплатах, жилье, оснащении больниц и поликлиник. Почему их до сих пор не удалось решить, спросили у вице-премьера Татьяны Голиковой.

В селе Заозерье Ярославской области ничего не строили последние 102 года. Так что появление новенького фельдшерско-акушерского пункта рядом с домом всех приятно удивило.

«Ездили в Ильинское, то в Углич. А потом автобусы не каждый день ходят. Заболел, а автобус не идет», — рассказывает Нина Лаврова.

«Представляете, как в городе! Чисто, красиво!» — восхищается Татьяна Волкова.

«Надеюсь, к нам приедут врачи — специалисты разного уровня», — говорит Ольга Башкина.

Власти обещают, что обязательно приедут. По графику будут принимать хирург, невролог и другие узкие специалисты.

Впрочем, такая медицинская идиллия далеко не везде. В селе Телюк Челябинской области три года назад сразу после ремонта сгорел фельдшерский пункт. И с тех пор приходится ездить к врачу и за лекарствами в соседний город.

«Ближайшее место получения медицинских услуг находится в городе Юрюзань, за 70 километров отсюда», —говорит Игорь Гузов.

Чтобы все могли попасть к врачу, в рамках нацпроекта «Здравоохранение» на развитие первичного звена — то есть на фельдшерские пункты и обычные поликлиники заложены 237,5 миллиардов. Важно, чтобы был результат.

«Мы дважды это делали из федерального центра в расчете на то, это что будет подхвачено на местах, в регионах, но этого не происходит. И в этой связи надо, безусловно, посмотреть на всю организацию этой работы. Если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится, потому что в первичном звене провал. Вот в чем проблема», — отметил президент.

Путин ждет от правительства предложений по модернизации первичного звена до 1 октября. Отвечает за весь социальный блок, а значит и за выполнение этого поручения президента вице-премьер Татьяна Голикова.

Дмитрий Кочетков: «Татьяна Алексеевна, здравоохранение всегда было приоритетом. Еще в середине 2000-х был национальный проект «Здоровье», выделялись немалые средства. Почему сейчас вновь возникла необходимость заняться первичным звеном?»

Татьяна Голикова: «В достаточно большом количестве регионов здравоохранение не является приоритетом. Больший объем финансовых ресурсов получают большие учреждения. Областные, городские больницы, а поликлиники с небольшим количеством прикрепленного контингента получают по так называемому подушевому принципу. То есть сколько населения прикреплено к этому учреждению, вот в этом подушевом нормативе в среднем вот за 2018 год 80% приходится на заработную плату. Ну легко сделать вывод, что все остальное лекарства, расходники, дорогостоящие обследования, типа томографии, там мамографии и так далее, они просто туда не умещаются».

Тревожная статистика: 11% поликлиник и фельдшерских пунктов находятся в аварийном состоянии, 13% нуждаются в капитальном ремонте. Износ оборудования — 45-55%, в том числе, медицинских приборов, необходимых для проведения диспансеризации.

«Зачем вот еще одна модернизация и почему так происходит, потому что не закладываются на это обновление достаточные финансовые ресурсы. А у любого оборудования или у любого объекта есть свой срок износа, свой срок ветхости. Регионам придется провести, ну, я это называю инвентаризацией системы здравоохранения на их территории, чтобы понять насколько доступно и качественно может оказываться в соответствующем населенном пункте медицинская помощь. Но и глобально думать о том, как модернизировать систему обязательного медицинского страхования», — отметила Татьяна Голикова.

Одна из самых острых проблем — нехватка кадров. Вот такая очередь, как за дефицитом в советское время, выстроилась недавно у поликлиники в Иркутске — за талончиками на прием. Сейчас не хватает 25 тысяч врачей и 130 тысяч фельдшеров и медсестер.

Одна из причин — платят в государственной медицине немного. Сотрудники «скорой» в Ангарске ждали, что им повысят зарплату. А в ответ получили ее снижение.

«Я работаю на две ставки я не получаю больше. У меня зарплата с каждым повышением оклада остается прежней. Это в лучшем случае. Речь о повышении зарплаты. Вы нам речь ведете о перераспределении. Это разные вещи!» — отметила фельдшер станции скорой медицинской помощи Татьяна Павлова.

«Стимулируюшие выплаты снижаются, да, в связи с тем, что гарантированная часть зарплаты возросла», — пояснил главный врач ангарской городской больницы скорой медицинской помощи Борис Басманов.

Со стимулирующими выплатами и системой оплаты труда в первичном звене в целом теперь тоже придется разбираться правительству. Среди прочих мер поддержки, в президентском поручении говорится об установлении ежемесячных надбавок.

«В первичном звене врачи не должны получать менее 170% от средней по региону, по экономике региона. А врачи скорой помощи не менее 200%, а фельдшер ФАПа не должен получать менее 120%, потому что он выполняет многие функции врача», — отметила Вероника Скворцова.

Губернаторам президент рекомендовал предоставлять врачам, фельдшерам и медсестрам служебные квартиры с правом приватизации после 10 лет работы. Поручения Путина касаются и прав пациентов — тех, кто перенес инфаркт или инсульт и лечится в амбулаторных условиях. До 1 декабря правительство подготовит предложения по обеспечению их лекарствами за счет бюджета. Вообще система закупки и регистрации препаратов, особенно редких, сейчас далека от совершенства. Летом за заказ по интернету прямо с почты увезли на допрос Елену Боголюбову. У ее сына Миши неизлечимая генетическая болезнь Баттена, которая сопровождается мучительными судорогами.

«В нашем случае два препарата: кеппра и фризиум, которые снимают, конечно, на 100% не убирают, но ребенок не бьется в этих приступах», — рассказала Елена Боголюбова.

Фризиум или клобазам, который купили Мише, в России не зарегистрирован, то есть он попал в страну нелегально, и Боголюбову чуть не обвинили в контрабанде психотропных веществ. Детей с похожими диагнозами в России — около двух тысяч. И в правительстве нашли решение. По распоряжению Дмитрия Медведева, из резервного фонда срочно выделят 26 миллионов рублей и официально приобретут 11 тысяч упаковок лекарств. А чтобы исключить такие истории в будущем, Дума осенью рассмотрит поправки в закон, которые позволят государству быстро закупать любые препараты и упростят порядок регистрации. Детей нужно избавить от боли, а их родителей от перспективы попасть под уголовную статью.

Читайте также: