Спектаклем китайских танцовщиков открылся в Москве Международный фестиваль Dance Inversion
Древнеславянские мифы и восточная философия. «Весна священная» Игоря Стравинского в исполнении китайских танцовщиков на Новой сцене Большого театра. Этим спектаклем открылся юбилейный, XX Международный фестиваль современного танца Dance Inversion. Больше чем за век, прошедший с момента премьеры «Весны», вечная история о пробуждении природы от зимнего сна пережила немало громких постановок. На этот раз к ней обратилась легенда китайского балета Ян Липин.
Такой русскую классику в России еще не видели. Балет «Весна священная». Китайская трактовка. Партитура Игоря Стравинского соединяется с тибетскими мотивами в обработке композитора Хэ Сюнтхень. Сюжет — картины жизни языческой Руси — сквозь призму восточной философии. На сцене повсюду китайские иероглифы, символизирующие тибетские мантры. Все спокойно, пока они разложены в определенном порядке. Но стоит их перемешать — и наступает хаос.
Классикой «Весна священная» стала не сразу. С момента премьеры в 1913 году балет как только ни принимали — от бунта с требованием запретить до оваций, и как только не интерпретировали. В основе первой постановки древний ритуал: танец девушки до смертельного изнеможения, чтобы пробудить весну.
А вот, например, трактовка Мориса Бежара, 1959 год. Балет о пламени первобытных человеческих страстей. Спектакль-откровение, в финале которого смерти нет.
Или вот уже 2014 год. Хореограф Саша Вальц со сцены Мариинки показывает: это вообще не про природное начало. Про отношения одиночки с большинством. Где только бы выжить.
Премьера в Большом о том, что жизнь и смерть — одно целое, и все, от пластики до грима, подчинено главному: возрождение неизбежно!
«Когда глаза открыты, мы не видим вторых глаз. Но когда они закрываются, нам открываются вторые. Это такая восточная философия: даже когда у тебя глаза закрыты — ты жив. Ты умираешь, но продолжаешь быть», — поясняет танцовщица из Китая.
«Проект из Китая — это абсолютный перекресток культур: Игорь Стравинский, русская музыка, тибетский молебен и маленькая южнокитайская национальность. Видение мира преломлено в, кажется, эклектичном, но совершенно поэтичном спектакле хореографа Ян Липин», — отмечает художественный руководитель и продюсер фестиваля Ирина Черномурова.
Ян Липин — легенда китайского балета. В свои 60 она удивляет пластикой и красотой сама. Удивляют и ее постановки. Одна только игра света и тени чего стоит! «Это место, где обитают святые. Небеса. Кульминация спектакля. Это так выглядит — рождение, жизнь, смерть, нирвана и все по новой. Так героиня возрождается и появляется снова на земле», — говорит сама Ян Липин.
Но это уже другая жизнь. Жизнь, свободная от жестокости.