Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 октября 2019, 21:41

Владимир Путин готовится к визиту на Ближний Восток

Две страны, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, в обеих президент был в 2007 году. В преддверии глава российского государства дал большое интервью телеканалам RT Arabic, Sky News и Al Arabiya. 

Вот как изменилась страна с прошлого приезда Владимира Путина. Девушка за рулем. Вафа, так ее зовут, получила права меньше года назад: «Некоторые поддерживали меня, показывали, мол, здорово. А некоторые смотрели с удивлением. Теперь уже все согласны с правом женщин водить». В 2007 такое было просто невозможно. Но куда больше тогда впечатляли цены: один литр бензина стоил три рубля. Вот саудовская заправка сейчас: в 2019 вода стоит копейки, а вот литр 95-го почти 40 рублей, почти как в Москве.

В стране реформы. В королевство теперь пускают туристов. В торговых центрах те же магазины, что и везде, но коллекции с учетом местных традиций.

Полиции нравов теперь запрещено проводить задержания. Вот американские журналистки с непокрытыми головами отделываются замечанием. А это уже российские журналистки в саудовском аэропорту. В 2007 перед выходом в люди их предшественницы суматошно делили черные одеяния и платки.

В этот визит президента девушки уже без платков и в цветных абайях. Из уважения, а не по требованию.

– Я, когда приехала, встречали представители министерства информации. Мы с ним обсуждали одежду, и я спрашивала: ну вот надо. Они – что тебя попросили в аэропорту? То есть они готовы были возмутиться, если кто-то мне сделал замечание, – говорит Марианна Беленькая, обозреватель газеты «Коммерсантъ».

С коллегой из «Коммерсанта» разговариваем на заводе Saudi Aramco, одном из тех, что в сентябре атаковали беспилотники и ракеты. 

Добыча нефти уже давно восстановлена. Расследование продолжается, но Саудовская Аравия и США еще до его начала объявили, что за ударом стоит Иран. Эта тема здесь уже месяц первополосная.

И не удивительно, что арабские журналисты многократно спрашивают Путина об атаке.

– У ваших спецслужб есть серьезный потенциал. Ведь Российская Федерация не может не знать о том, что действительно произошло в ходе тех атак на НПЗ? – спрашивает Мохаммед Томаихи, корреспондент телеканала Al Arabiya.

– Представьте себе, не знаю. Я вот сразу же на следующий день поинтересовался и у руководителей Службы внешней разведки, и у Министерства обороны. Мы этого не знаем, – ответил Владимир Путин.

Владимир Путин сразу после удара призвал не спешить с выводами до конца расследования. Не только с трибун, но и оказывается, в личном разговоре с кронпринцем Мохаммедом ибн Салманом.

– Я ему сказал, что считаю необходимым получить доказательства, найти виновного. Подтверждение тому, что кто-то стоит за этой акцией. И в принципе, принц со мной согласился.

Арабских журналистов это откровение президента не успокоило.

– У вас была встреча недавно с президентом Рухани. Получили ли вы от него какие-либо заверения в том, что Иран никоим образом не связан с этими атаками? – продолжил Мохаммед Томаихи, корреспондент телеканала Al Arabiya.

– Да, он так и сказал, что Иран не имеет к этому никакого отношения.

Казалась бы, поставили точку. Но интервьюеры не отступали.

– Господин президент, можем ли мы получить от России хотя бы уверения, что если выяснится, что Иран стоит за этой атакой, то Россия так же присоединится к тем странам, которые это осуждают? – спросил Мохаммед Томаихи.

–Кто бы ни стал за этим инцидентом, мы осуждаем акции подобного рода. Вот и все. 

Тем временем российским журналистам в королевстве накануне визита демонстрировали обломки дронов и разрушения на заводах. В то время, как Saudi Aramco привозит группы иностранных журналистов, чтобы увидеть и прикоснуться к следам сентябрьских атак, американцы перекидывают в королевство дополнительные войска.

Пентагон отправляет дополнительные три тысячи солдат, системы ПРО и истребители к 14 тысячам бойцов с техникой, что уже переброшены в район Персидского залива за полгода обострения отношений с Ираном.

Об Иране с Путиным журналисты говорят снова и снова. Интересуются, поможет ли Москва примириться своим восточным друзьям и партнерам?

– Можно ли рассчитывать на роль Российской Федерации как возможного посредника между Исламской республикой и Саудовской Аравией? – спрашивает Салам Мусафир, руководитель отдела общественно-политических программ телеканала RT Arabic.

– Я думаю, что наши партнеры ни в Иране, ни в Саудовской Аравии не нуждаются в посредничестве. Решить вопросы между двумя государствами могут только сами эти государства.

Путин, как и прежде, против внешнего вмешательства в дела суверенных стран: «Мы не считаем, что мы где-то с небес можем и должны руководить ситуацией».

Тем более, что партнеры России и в Эр-Рияде, и в Тегеране.

– Россия никогда не дружит с кем-то против кого-то. Мы выстраиваем двусторонние отношения, основываясь на позитивных тенденциях в наших контактах, а не создаем союза в борьбе с кем-то.

В Саудовской Аравии ценят дружбу с Россией. На встрече с нашими журналистами член королевской семьи, принц Турки ибн Фейсал, экс-шеф разведки приветствует каждого лично.

Теплым приемом мы обязаны сближению Владимира Путина и принца-наследника Мохаммеда ибн Салмана.

– Мы рассматриваем Саудовскую Аравию как дружественное нам государство. У меня очень добрые отношения сложились и с королем, и с наследным принцем, – говорит Владимир Путин.

– Я вижу язык тела, когда, например, они встречаются на официальных мероприятиях. Вы помните их знаменитая встреча на большой двадцатке? – спрашивает Турки ибн Фейсал Аль Сауд, принц Саудовской Аравии.

– Да, в Аргентине! Их рукопожатие, – отвечает Константин Панюшкин, корреспондент Первого канала.

– Их рукопожатие. Это то, чем мы, саудиты, очень гордимся, что наше руководство выстраивает дружеские отношения с другими главами государств. И в особенности с Путиным.

И потому гостям из России здесь стремятся показать все самое лучшее. Самый высокий небоскреб в Эр-Рияде, 99-й этаж. И разумеется, лучший вид на столицу. Вот там деловой квартал вроде нашей Москва-сити, но в основном, вокруг стройки, новых небоскребов, метро, к которым королевство привлекает иностранных партнеров. Например, к строительству новых железных дорог Эр-Рияд рассчитывают привлечь РЖД. Переговоры ведет наш Фонд прямых инвестиций, который уже четыре года приводит в королевство российский бизнес.

– У нас уже более 30 проектов, которые саудовская сторона проинвестировала в России, более двух с половиной миллиардов долларов и во время визита президента мы заключим более 10 соглашений на сумму более двух миллиардов долларов, – сообщил Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций.

Все это во многом благодаря особым отношениям президента и молодого кронпринца.

– ОПЕК+ это же, его инициатива была работать с нами в таком ключе. Это же он поддержал создание платформы наших инвестфондов. Это же он ставит вопрос о расширении нашего сотрудничества в сфере военно-технического взаимодействия, – комментирует президент России.

Вероятность покупки С-300 или 400 в Эр-Рияде пока не комментируют, но уже давно открыто обсуждается возможность производства автоматов Калашникова в королевстве. Страны сотрудничают в борьбе с терроризмом.

– Без вклада Саудовской Аравии в процесс урегулирования в Сирии, мне кажется, позитивного процесса там, позитивной тенденции в урегулировании добиться было бы абсолютно невозможно, – обратился Владимир Путин.

Репортеры спрашивают Путина о будущем Сирийской арабской республики.

– Все, кто находятся на территории любого государства, в данном случае Сирийской Арабской республике, находятся нелегитимно, должны покинуть эту территорию. Это касается вообще всех государств. Если будущее руководство, легитимное руководство Сирии скажет, что оно не нуждается больше и в присутствии российских вооруженных сил, это касается и Российской Федерации тоже, разумеется, – ответил Владимир Путин.

Разговор все ближе подбирается к стратегическим интересам России.

– Североатлантический союз начал продвигаться далее. Не чувствуете ли вы угрозу в виде этого движения в сторону ваших границ? – спросил Мохаммед Томаихи.

– Чувствуем, конечно. Это военный блок. И, конечно, когда инфраструктура военного блока приближается к нашим границам, никакой радости это у нас не вызывает. Ну, то, что НАТО – это просто инструмент внешней политики США, я думаю, тоже у никого сомнений не возникает. Какой фокус мы еще наблюдаем? Вот страна входит в НАТО. А потом их почти никто не спрашивает, когда размещают там определенные виды вооружений. Вот так появились системы противоракетной обороны, элементы системы противоракетной обороны в Румынии, вот сейчас будут скоро в Польше. Это совсем близко от наших границ. И это, конечно, представляет для нас угрозу. Потому что это попытка нивелировать наш стратегический ядерный потенциал.

Владимира Путина, разумеется, тут же спрашивают про новейшие российские военные разработки.

– Гиперзвукового оружия пока ни у кого нет. Ну, появится, конечно, в ведущих армиях мира рано или поздно, безусловно, появится, но и у нас к этому времени тоже кое-что появится. Я уже знаю, над чем наши ученые-конструкторы и инженеры работают.

– Считаете ли вы, господин президент, что новая гонка вооружений действительно может вернуть нас, перезагрузить в обстановку Второй холодной войны? – интересуется Мохаммед Томаихи.

– Гонка вооружений – это плохо. И ничего хорошего для мира она не сулит. Но мы в непомерные для нас бюджетные расходы втягиваться не будем. Я, наверное, не открою для вас никакого секрета, а может быть, удивлю, не знаю, но Россия занимает 7-е место по расходам. И при этом у нас есть оружие, которого нет в мире.

Когда интервью перевалило за полчаса, настало время вопросов про Трампа.

– Вы же наверняка следите за тем, что заявляет американский президент? – спрашивает Салам Мусафир, руководитель отдела общественно-политических программ телеканала RT Arabic.

– Нет. У меня нет, извините, у меня у самого нет никакого твиттера, и я не слежу за этим.

А вот саудовцы, кстати, следят. Когда два года назад Дональд Трамп прилетал в Эр-Рияд, в городе даже развесили твиты американского президента на рекламных щитах. Но арабские журналисты, конечно, заговорили о Трампе по другой причине.

– Предположим, что президент Дональд Трамп все-таки переизберется в следующем году, – начал Салам Мусафир.

– Вы, извините, Russia Today? Вот благодаря таким, как вы, Россию будут обвинять в том, что мы вмешиваемся в выборы, потому что вы сейчас допустили переизбрание Трампа. Ага. А это уже элемент вмешательства России в предвыборную кампанию.

Напоследок, вопросы от зрителей. Оказывается, аудиторию арабских телеканалов волнует практически то же самое, что и телезрителей из России. Чуть под другим углом.

– Они очень волнуются касательно отношений России с арабским миром, когда вы уже не будете президентом этого государства. Они боятся, как изменятся отношения между Россией и арабским миром. Ваш наследник, который когда-либо появится, как он будет решать этот вопрос, – спрашивает Салам Мусафир.

– Дело не в фамилии руководителя России. Дело в наших национальных интересах. Национальные интересы России русского и других народов Российской Федерации диктуют необходимость развития отношения с арабским миром.

Путин уже столько раз отвечал на самые завуалированные вопросы о преемнике, что, разумеется, и в этот раз нашел, что сказать. Тем более, это уж точно не тема его предстоящих визитов в Саудовскую Аравию и Арабские Эмираты.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей