Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 октября 2019, 22:10

В Риме состоялась мировая премьера нового фильма Андрея Кончаловского «Грех»

Большое культурное событие недели. Около часа назад в Риме состоялась мировая премьера фильма Андрея Кончаловского «Грех». Картина была представлена на главной площадке завершающегося там кинофестиваля. Грандиозный по масштабу проект, созданный при участии Первого канала, о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти. Слава великого мастера эпохи Возрождения под стать его таланту.

Сикстинской капеллой восхищаются вот уже более 500 лет. Давид — великолепная статуя — по праву считается эталоном мужской красоты. И, конечно, «Пьета. Оплакивание Христа». Посмотрите на покров Богородицы — тончайшая ткань, невозможно поверить, что из мрамора. Кстати, это единственная работа скульптора, которую он подписал, и которая растиражирована по всему миру.

Впрочем, сама картина Кончаловского еще до премьеры прославилась на весь мир. Этим летом во время визита в Ватикан Владимир Путин подарил диск Папе Римскому. В чем уникальность работы и почему актера на главную роль искали полгода?

Это непременная традиция каждого кинофестиваля — торжественный проход по красной дорожке перед премьерным показом. За 10 фестивальных дней на Празднике кино — это официальное название Римского кинофестиваля — здесь прошли Джон Траволта, Джон Туртурро, Виола Дэвис, Фанни Ардан, Бенисио Дель Торо. И вот теперь черед Андрея Кончаловского.

Его фильм «Грех» завершает этот киномарафон. Он создавался при участии Первого канала и предпринимателя Алишера Усманова. Совместное российско-итальянское производство, что в отечественном кинематографе не случалось уже давно.

На мировую премьеру — а фильм выходит в десятках стран, в том числе и в России уже в ноябре — режиссер приехал почти со всей своей труппой. Супруга — Юлия Высоцкая. И даже младший брат Никита Михалков приехал поддержать.

«Обычно фильм делаешь как какую-то мечту и потом делишь ее, эту мечту. Ну и теперь надо понять, как люди воспримут твою мечту», — признается режиссер.

Участие Юлии в этом фильме совсем короткое. Несколько секунд.

«Как это было? Согласились?» — спрашивает корреспондент.

«А можно отказать Кончаловскому, серьезно?» — отвечает Юлия Высоцкая.

1514 год. Ватикан. Еще не убраны леса в Сикстинской капелле, а Микеланджело уже должен приступить к работе над гробницей папы Юлия II, в центре которой огромная статуя Моисея. Однако внезапная смена власти в Ватикане втягивает его в жестокую и кровавую войну между двумя могущественными кланами Медичи и Делла Ровере. Он вынужден лгать, предавать, изворачиваться, чтобы не терять заказчиков ни с той, ни с другой стороны. Только подлость и обман дают художнику возможность творить.

Всего несколько строк, которые Кончаловский прочел однажды в книге, были как вспышка. В те кровавые времена Микеланджело писал своему приятелю.

«Умолкни друг. К чему меня будить, когда вокруг позор и преступление. Нет, спать, не видеть». И когда я прочитал «позор и преступление», меня это настолько поразило, когда Микеланджело пишет: «Вокруг позор и преступление». И это сразу — бум! — что же это такое?» — рассказывает Андрей Кончаловский.

Восемь лет Кончаловский изучал архивы, работал над сценарием, выбирал натуру. Например, то, что в фильме представлено Флоренцией, снималось в пяти разных городах. Сикстинскую капеллу пришлось воссоздавать в студии. А вот каменоломни — подлинные. Равно как и еда, которую герои едят в фильме. Приготовлена по рецептам 500-летней давности.

«Треску все время ели соленую. Треску. Кстати, очень вкусная треска, советую», — говорит кинорежиссер.

На поиск исполнителя главной роли ушло полгода. Альберто Тестоне. Его сходство с Микеланджело ошеломляющее, что можно увидеть, сравнив с прижизненным портретом художника кисти Даниэле Да Вольтерра.

«Я был самым последним на пробах. Они шесть месяцев искали. И вот я сижу, жду своей очереди — всех других Микеланджело пропустили вперед — и чувствую, что все на меня как-то реагируют странно. А потом меня одели, приклеили бороду, волосы покрасили, и я сам увидел в зеркале Микеланджело», — рассказал исполнитель роли Микеланджело Альберто Тестоне.

Тестоне — непрофессиональный актер. Как и большинство играющих в фильме. Кончаловский часто в своих картинах снимает людей из народа. Здесь на роли каменотесов он взял настоящих рабочих из Каррарских каменоломен. И какие это лица, какие характеры!

«Замечательные! Ни один артист так не сыграет. Вернее, он сыграет лучше, но — сыграет», — поясняет Андрей Кончаловский.

Накануне премьеры Кончаловский был нарасхват. Вот он дает интервью итальянскому телевидению. А вот — французскому. За ним английский телеканал, потом испанский и снова целая вереница итальянцев. Еще бы! Микеланджело — их национальное достояние. Художник, скульптор, философ и поэт. Гений эпохи Возрождения.

«В Италии снято множество фильмов об этом художнике, но это первая картина, в которой так жестко и реалистично представлено время. Никакого исторического гламура. И Микеланджело представлен живым человеком, отличная работа», — отмечает журналист Франческо Галло.

«Итальянцы те времена идеализируют, а здесь Возрождение жестокое, злое и дурно пахнет. Мне очень понравилось», — говорит журналист Валерио Каппелли.

Ничто не свято на святом престоле, и язвы на ногах нового папы как язвы всей Италии, в которой жажда власти и денег сильнее человечности и любви.

«Три часа я сидел на гриме для этой сцены. Вставали на рассвете. И потом было зверски холодно. Но все равно это было счастье участвовать в этом проекте», — делится исполнитель роли папы Римского Симон Тоффанин.

В этом фильме работы Микеланджело в кадре всего несколько секунд. Не о них кино, а о человеке и его несовершенстве на фоне идеального, которое он способен создать. Сцена с мраморной глыбой, которую, надрываясь, сдвигают с места каменотесы, напоминает эпизод в «Андрее Рублеве» Тарковского, в котором монахи тащили колокол.

Сценарий для той ленты писал Андрей Кончаловский. Полвека спустя он снова вернулся к теме «художник и время». Можно ли творить, будучи несвободным? Каких мучений стоит гениальность? И что рождает шедевры, если автор грешен и слаб? Но даже недруги готовы признать: то, что выходит из-под его кисти, пера или резца, будет жить века.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей